"Чужое сердце видеть, как своё…"

Не перестаю радоваться за нашу территорию: как много здесь талантливых, умных людей! Хочется, чтобы о каждом узнали жители Тюменского района, чтобы их биографии остались в памяти потомков. Сегодня я познакомлю вас с автором деревенской прозы Ириной Катовой

Родилась и выросла она в семье эстонских крестьян, переехавших из Прибалтики в Тюменскую область. И за всё, чего она добилась в этой жизни, что умеет, каким человеком стала, Ирина благодарна именно семье.

Всё идёт из семьи, считает она. И это так.

Её отец, Андрей Иванович, был мастером на все руки, "первым парнем на деревне". Занимался с детьми, пока те росли, именно он. Жена была слишком занята, работа занимала всё её время.

Андрей Иванович, обладая прекрасным голосом, любил петь песни. Кроме того, в молодости хорошо рисовал. Всегда ненавидел пошлость. Просто-напросто выставлял за порог тех, кто нецензурно выражался.

Отличный рассказчик: пересказывая содержание целых книг, собирал в своём доме много желающих его послушать. Этим даром, отметила Ирина Андреевна, к сожалению, не обладает ни один из четырёх его детей. А ведь образование-то у него было всего 5 классов.

Благодаря отцу дети познали красоту природы, что в дальнейшем сказалось на увлечении Ирины флористикой.

Мама Ирины, Анна Егоровна, человек с тонким вкусом, интуитивно чувствует красоту. Она – духовно богатый человек, хотя закончила 4 класса. А духовная красота, конечно же, откладывает свой отпечаток на внешности. Потому, по словам Ирины Андреевны, её мама – самая красивая!

Анна Егоровна окончила ветеринарную школу и всю жизнь лечила животных. Эту любовь впитала с молоком матери и средняя сестра Ирины – Валентина, скромница и в то же время юмористка по жизни. Она приучала маленькую Иру следить за собой, быть всегда аккуратной, соблюдать чистоту и порядок в доме. И всё это делалось ненавязчиво, в процессе игры. Она же научила Ирину совсем иначе взглянуть на обыкновенный букетик полевых незабудок – прищурив глаза, смотреть на него в лучах солнца.

Особая любовь у Ирины к старшему брату, Валерию.

- Он воспитывал меня отдельно от родителей,  –  говорит Ирина Андреевна. – Всю жизнь я живу с его установкой: страшно – не бойся, больно – терпи. Отвечай на грубость достойно, отстаивай своё мнение, не бойся показаться смешной. Будь личностью, Человеком.

Валерий, как и отец, хорошо поёт, любит технику, всегда вступится за честь женщины.

Старшая сестра Людмила воспитывает троих детей. Она кондитер, помимо этого шьёт, вяжет, рисует и старается научить этому других.

О себе Ирина Андреевна говорит не очень много и не так красноречиво, как о родных. Да это и естественно. Скромность – их фамильная черта.

В своё время Ирина окончила училище, потом машиностроительный техникум. По специальности она строитель. Работала мастером на стройке. Вышла замуж и приехала в посёлок Московский. Новое место, новые люди. Работала в госплемзаводе "Тополя" оформителем, расписывала в детском саду стены и веранды.  Когда оказалась не у дел, взбунтовалась. Творческая энергия искала выхода. То, что было заложено природой и Богом в эту хрупкую женщину, желало выплеснуться на свет Божий и приносить удовлетворение обладательнице таланта и окружающим её людям.

И это свершилось, хотя процесс становления Ирины как художника проходил болезненно. Она преодолела все преграды, смогла состояться как мастер. Окончила курсы по флористике, потому что считает, что ни одно ремесло не обременительно.

На суд зрителей выставлялись работы необычайной красоты, выполненные изонитью. Ирина Андреевна освоила технику выскребания по воску, аппликацию, графику, в основном делала портреты с натуры, написала портреты матери и отца.

Вскоре Ирина раскрылась ещё в одной ипостаси – писательской. Она – автор семи книг. Её произведения относятся к жанру деревенской прозы. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по популярности. Современного читателя волнуют проблемы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям.

Конечно же, на творчество Ирины оказали влияние такие писатели, как Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Шукшин и другие.

Первая книга "Знак бесконечности" увидела свет в 2010 году. А книга "От речки до печки", вышедшая в 2016 году, является продолжением ранее написанной и изданной "Деревенское солнце".

В основе её рассказов и повестей лежат детские воспоминания о родных местах, о деревне, о людях, а также наблюдения за окружающим миром.

"Жизнь рождает мысль. Мысль родится в жизни и от жизни, есть её необходимая ипостась". Очень точно сказал С.Н.Булгаков, русский философ, богослов, православный священник, экономист.

Книги Ирины написаны простым, доступным для чтения языком. И это увлекает, затягивает. Читаешь, и не хочется, чтобы повествование закончилось. Так я читала рассказ, или эссе-реквием "Поговори со мною, папа". Читала, плакала и снова читала. Действительно, как сказала одна из читательниц И. Катовой: "Это же мои мысли! Где она взяла такие слова, чтобы их выразить?". Причём слова, глубоко проникающие в душу, сердце, ум. Слова, от которых навёртываются слёзы на глазах. Этим рассказом автор отдаёт дань уважения не только своему отцу, любовь к которому бесконечна, но и его друзьям, соратникам, ученикам, людям уходящей эпохи.

Кстати, свои книги Ирина иллюстрирует сама. Этот дар – тоже от отца.

Её книг нет на прилавках магазинов. Есть только дарственные экземпляры в библиотеках, куда Ирину приглашали на встречи с читателями. Эти экземпляры зачитаны, как говорится, до дыр. Повести и рассказы Ирины Катовой пользуются успехом, потому что понятны читателю, потому что её герои не выдуманы.

В 2016 году Ирина стала членом Союза писателей России. А это, на мой взгляд, наивысшая оценка её творчества.

А теперь несколько вопросов моей героине.

- Каково место литературы в современном мире? Ваше мнение.

- Считается, что читающих людей стало мало и читать стало не модно. К счастью, это не так. Читают многие, в последнее время и молодёжь стала больше проявлять интереса к литературе. Молодые люди, в основном, читают в формате онлайн, но, тем не менее, читают. Значит, литература жива. Радует и то, что пишущих людей предостаточно, думаю даже больше, чем в двадцатом веке. Литература должна жить, иначе человечество вымрет.

- Вы "творите" книгу, а книга "творит" вас?

- Никогда не задумывалась над этим вопросом. По большому счёту, наверное, дисциплинирует, мобилизует, заставляет анализировать свои поступки, планировать деятельность, беречь время.

- Какое время жизни было для вас наиболее интересным?

- Однозначно, настоящее. Я нашла себя, своё место в жизни, состоялась в творчестве. У каждого человека есть пик самоотдачи. Кто-то проявляет себя уже в школьные годы, кто-то в юности. У меня это случилось лишь в зрелые годы, но случилось!

- Есть ли у ваших героев прототипы?

- Да практически у всех. Есть собирательные образы и сюжеты, все зависит от фантазии, авторского вдохновения.

- Что хотите донести до читателя?

- Сейчас утрачены многие непреходящие ценности: доброта, сострадание, соучастие, порядочность, нравственные устои. О них я рассказываю своим читателям.

- В чём, на ваш взгляд, причина успеха (неуспеха) ваших произведений у читателя?

- Язык мой прост и доступен каждому. Простое повествовательное изложение. И пишу я о простых людях, их судьбах, беру сюжеты из самой жизни. Они не оторваны от земли. Видимо, это подкупает читателя. Те, кому мои книги не нравятся, их просто не станут читать. Это тоже нормально. О вкусах и пристрастиях не спорят.

- Что побудило вас в первый раз изложить свои мысли на бумаге?

- Я обожаю эпистолярный жанр. Затрудняюсь назвать количество написанных мною писем. Однажды прочитала статью Инны Бородкиной в районной газете "Красное знамя", которая очень взбудоражила моё сознание, заставила думать, сопереживать, анализировать. Решила подискутировать на эту тему. Написала письмо в редакцию. И вдруг его опубликовали. Для меня это было неожиданной радостью. А потом захотелось написать ещё и ещё.

- Какое-нибудь из ваших любимых стихотворений, пожалуйста…

- Очень люблю поэму Роберта Рождественского "Монолог женщины". Поражаюсь, как мужчина написал такую женскую вещь! Но поэма длинная, поэтому процитирую любимое мною стихотворение Зинаиды Гиппиус:

У каждого, кто встретится случайно,

Хотя бы раз – и сгинет навсегда,

Своя история, своя живая тайна,

Свои счастливые и скорбные года.

Какой бы ни был он, прошедший мимо,

Его, наверно, любит кто-нибудь…

И он не брошен: с высоты, незримо,

За ним следят, пока не кончен путь.

Как Бог, хотел бы знать я всё о каждом,

Чужое сердце видеть, как своё,

Водой бессмертья утолить их жажду –

И возвращать иных в небытиё.

- Какую свою книгу вы считаете любимой?

- Каждую крайнюю (умышленно не называю последнюю). Выношу, напишу, переболею, а потом ищу новую идею.

Наиболее удавшимися считаю повесть "Деревенское солнце", рассказы "Эбонит", "Некультурные", "Наследство", "Федорино горе", "Домик в деревне", "Цветут герани на окне", "Военнообязанный кот", "Настоящая песня".

- Что вы читаете и как менялись ваши литературные пристрастия?

- Читаю классику. Из зарубежных предпочитаю Ремарка, Хемингуэя. Обожаю деревенскую прозу советского периода: В.Распутина, В.Солоухина, В.Белова, Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Шукшина. Сейчас знакомлюсь с творчеством тюменских писателей. Люблю короткие, но содержательные рассказы. Иногда тренирую мозги публицистикой.

Литературные пристрастия? В конце 80-х – начале 90-х запоем читала историческую художественную литературу (от Рюрика до Николая II). Скупала книги этой серии. После развала Союза, когда стали доступными произведения, обличающие советский строй, годы репрессий, увлеклась серьёзной литературой этого периода. В этом перечне произведения Александра Солженицына, Дмитрия Панина, Гелия Рябова, Варлаама Шаламова, Антонова-Овсиенко, Дудинцева и других.

- Изменили бы вы что-то в своих первых книгах?

- Планирую их хорошенько отредактировать, сюжет менять не думаю. Хотя в творчестве, как и в жизни, всё относительно. Писатель никогда не знает, закончил ли он своё произведение, вернётся ли к нему вновь (продолжит или изменит сюжет).

- Когда вы чувствуете, что ваше новое произведение закончено?

- Я финал знаю сразу, вплоть до последнего предложения. Иногда с него и начинаю. Знаю интригу и развязку. Чаще приходится задумываться над завязкой (началом). Пишу "кусками". Многие тюменские писатели уверили меня, что пишут таким же образом…

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Культура"

comments powered by HyperComments