Нина Дударева и "Город мастеров".

А не посетить ли "Город мастеров"?

Ещё 100-200 лет назад каждый город или селение славились своими мастерами. Краснодеревщики, гончары, пимокаты, сапожники, ткачи... Всё это были почитаемые люди. Их знали в лицо, а своё мастерство они, как правило, передавали из поколения в поколение.

Теперь всё это безвозвратно ушло в прошлое, а если кто-то и занимается каким-либо ремеслом (например, изготовлением тряпичных кукол или глиняных горшков), то делает это исключительно "для души". Однако прошлое забывать нельзя, и педагог с 45-летним стажем Нина Дударева осознаёт это.

Нина Ивановна 12 лет заведовала музеем Боровской школы N 2. Теперь третий год кряду она организует выставки. Одной из них является экспозиция "Город мастеров". В течение двух недель выставку могли посетить все желающие, но, как призналась Нина Дударева, любознательных людей в Боровском оказалось не так много.

Недавно на экскурсию привели учащихся четвёртых классов. Нина Ивановна провела детей по нескольким мастерским. Вот, к примеру, пимокатная. Для тех, кто не знает: пимы - это валенки. "Раньше это была самая необходимая зимняя обувь, - рассказывает Нина Ивановна. - Мало того, что валенки тёплые и удобные, так они ещё и полезны для здоровья: овечья шерсть, из которой их готовят, положительно влияет на организм человека. Даже царица Екатерина II зимой носила валенки". Другое дело, что они были разными. К примеру, так называемые, парадно-выходные (чёсанки), делались более тонкими и украшались лентами, бусинками, аппликациями. А уж какой это трудоёмкий процесс - катать валенки! Нина Ивановна показала ребятам, как и с помощью каких инструментов работали пимокаты.

Сапожники также изготавливали обувь вручную, ведь станков в XVIII-XIX веках не было.

Ещё одним видом древних промыслов было льноткачество и ковроткачество. Женский льняной наряд начинался с посева льна весной. Осенью стебли льна расстилали вылёживаться под дождь и снег. А уж следующей весной приступали в изготовлению ткани. Грубый лён шёл на мешковину, более мягкий - на ткань, а тонкий белый - на полотенца (рукотёрники). Девочек начинали обучать ткацкому искусству с 6 лет.

Женщины занимались рукоделием: вышивали крестиком, ткали бисером, изготавливали из парафина различные безделицы для украшения домашнего интерьера. Всё это могло служить подарками либо приданым.

Куклы в те времена тоже были разными: безликие (куклы-обереги, их дарили маленьким детям), обрядовые, игровые, магазинные (на продажу). Матрёшки, дымковская игрушка (в том числе свистульки), хохлома, гжель - всё это делалось руками людей. Какие же надо было иметь чуткие руки, чтобы смастерить цветочную композицию из парафина, где каждый лепесток словно вздрагивает от лёгкого дуновения ветерка, или воссоздать в миниатюре дерево рябины из бисера. Эти чудесные творения поражают воображения и не перестают восхищать.

Выжигание по дереву - тоже искусство для утончённых натур. На выставке были представлены семь работ нашего современника, боровчанина Николая Лотова. Мировые шедевры живописи - "Мадонна" Рафаэля, "Мадонна Лита" Да Винчи, знаменитые "Охотники" Перова и др. - словно ожили на кусках дерева.

Николай Лотов занимается выжиганием с 1974 года. Он участвовал в поселковых выставках, а также в выставке декоративно-прикладного искусства в Тюмени.

Денег на своём хобби он не зарабатывает. Случалось, дарил картины, но, как сам признался, никогда не продавал. Материальное и духовное не смешивает.

На Руси ещё есть мастера, и у них есть последователи. Их не так много, ведь любой вид народных промыслов требует огромной любви, огромного терпения и огромного труда.

"Мы ушли далеко вперёд, - говорила школьникам организатор выставки "Город мастеров" Нина Дударева. - Но в какой бы век мы ни жили, мы должны знать и любить своё культурное наследие".

Да и как знать, может все эти промыслы когда-нибудь вновь будут востребованы, не случайно ведь изготовление валенок и ковроткачество получили новое признание.

Евгения ПЕТРОВА.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Патриотическое воспитание"

comments powered by HyperComments