Ярмарочные курьёзы
- 16 сентября 2017, 10:00
- Владимир КАЛИНИНСКИЙ
- Краеведение
Жители Тюмени и Тюменского уезда постоянно были участниками различных торговых ярмарок. И, надо сказать, нередко попадали там в различные истории. Несколько таких курьёзов мне удалось разыскать на страницах газет начала ХХ века.
Застрелил лошадь конкурента
Несказанно удивил гостей Ирбитской ярмарки 1907 года тюменский купец первой гильдии, член учётного комитета отделения Общественного банка Антон Иванович Колокольников. На конных ярмарочных бегах он отличился настолько, что его выходку жители Ирбита запомнили надолго. В порыве отчаяния, проигрывая крупную сумму денег, которую купец выложил на ставку организаторам тотализатора, Антон Колокольников прямо на беговой дорожке застрелил лошадь своего соперника, ирбитского купца Колмакова.
Антон Колокольников был большим знатоком лошадей и любил конные бега. Его дед Иван Колокольников тоже слыл большим почитателем лошадей. В то утро у А.Колокольникова как-то сразу всё не заладилось. В начале забега его лошадь обошла на первом круге лошадь соперника, но когда эта же лошадь ирбитского купца Колмакова вторично обошла на беговой дорожке тюменскую лошадку, нервы Антона Колокольникова сдали напрочь, и он выхватил револьвер.
Скандал удалось тогда замять. К слову сказать, Антон Иванович, когда поостыл от беговых страстей, извинился перед хозяином убитой им лошади и с лихвой заплатил нанесённый ущерб.
Продавец живых осетров
Крестьянин Степан Бельчугов из-под Тобольска занимался продажей свежей рыбы. Поздней осенью он вылавливал осетров в устье Тобола, привязывал их за жабры верёвкой и пускал вблизи проруби. В феврале 1907 года перед поездкой в Ирбит С.Бельчугов вытаскивал из проруби осетров весом от 3 до 6 пудов. Затем завёртывал их, парных, в тулупы, в пасти засовывал мокрую тряпку и клал их в сани. Чтобы в течение недельного путешествия в дороге протяжённостью 540 вёрст осетры не уснули, ушлый рыбак периодически смачивал тряпки водкой. Конечно, по пути приходилось заезжать в постоялые дворы для обогрева. Хочется верить, что Степан Бельчугов отдыхал и в постоялом дворе деревни Борки.
В Ирбите он снимал отдельный номер гостиницы и помещал осетров в корыта с водой. Осетры плавали в корытах, осыпая хозяина и посетителей-покупателей веером ослепительных брызг. На это чудо шли смотреть толпы народа. Благородная рыба поражала воображение публики в ярмарочные дни. Надо сказать, что живая рыба, на зависть конкурентам, шла нарасхват.
Жертва произвола
По случаю открытия движения на железной дороге Тюмень - Омск тюменский купец первой гильдии Андрей Иванович Текутьев в декабре 1911 года решил посетить Никольскую ярмарку в Ишиме.
В тот раз вместе с купцом из Тюмени приехал и его товарищ. Имени своего товарища Андрей Иванович для истории не оставил. Решили они снять жильё на 7 суток. Сказано - сделано. Нашли хозяйку квартиры, дом которой располагался недалеко от ярмарочных торгов. Договорились о сумме - 3 рубля за сутки на двоих. В эту же сумму входил и скромный обед. Нетрудно подсчитать, что отдать за проживание требовалось 21 рубль. Ярмарочные дни пролетели быстро, и друзья стали готовиться к отъезду.
Когда Текутьев с товарищем попросили хозяйку принять деньги за проживание, та оговорённую сумму принять отказалась. Видимо, узнав о богатых постояльцах, хозяйка решила сорвать куш. Фокус этот удался. Хозяйка запросила с жильцов 90 рублей - огромные по тем временам деньги, на которые можно было купить 15 коров.
Спор между хозяйкой и квартирантами ни к чему не приводил: не получался между спорящими "консенсус". Письменного договора между ними также не было составлено. Тогда хозяйка пошла ва-банк и заявила постояльцам, что идёт жаловаться на них полицейскому уряднику. Такой прыти друзья из Тюмени от хозяйки квартиры не ожидали, и чтобы не раздувать скандал, отдали испрашиваемые 90 рублей. На протесты квартирантов хозяйка тогда ответила: "Кто вам не велел порядиться".
А.Текутьев в газете "Вестник Западной Сибири" за 1911 год пишет: "Мы вынуждены были заплатить 90 рублей. Такой произвол хозяйки считаю нужным огласить в печати потому, чтобы приезжие на ярмарку были осторожны в найме квартиры".
Не пей на дорогу!
2 июня 1907 года Егор Чикишев из Тюменского уезда поехал в Тюмень на ярмарку, чтобы продать дрова. Удачно продав товар, Чикишев сделал необходимые покупки для дома. На радостях купил водки и решил отметить удачную торговую сделку. Но, как всегда, не рассчитал своих сил и прямо в повозке уснул. Две лошади, запряжённые в повозку, везли горе-продавца домой. Видимо, им не раз приходилось таким образом доставлять хмельного хозяина в родную деревню. Но на этот раз чуда не произошло. За мукомольной фабрикой купца Андрея Текутьева повозку остановили неизвестные злоумышленники. Заворотили повозку с незадачливым седоком в кусты, выпрягли из телеги и увели двух лошадей и жеребёнка.
Спящему Чикишеву облили голову дёгтем. Когда горемыка проснулся, он забрёл на фабрику купца, где его приняли за сущего чёрта. Он пытался поначалу что-то объяснить рабочим, но его внешний вид пугал людей, поэтому все от него шарахались. Когда об этом случае доложили по телефону самому хозяину мукомольной фабрики Андрею Текутьеву, то купец, бросив дела, помчался на пролётке посмотреть на это чудо. Хотя купеческие лошади скакали во весь опор, Текутьев не успел. Мужик - "чёрт", почуяв неладное, сбежал в неизвестном направлении.