А люди – выдержали…

26 апреля 1986 г. в 1 час 23 минуты 48 секунд во время эксперимента на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла катастрофа, какой человечество еще не знало.

По расчетам экспертов, взрыв на 4-м энергоблоке по мощности был равнозначен взрывам 500 атомных бомб, сброшенных в 1945 г. на Хиросиму. Вырвавшийся наружу атомный циклон вихрем пронесся над 19 странами Европы, Азии и Северной Америки. Сотни тысяч гектаров земли были выведены из сельскохозяйственного оборота. Многие семьи лишились жилья, утратили источник существования.

В целом от Чернобыльской катастрофы, по официальным данным, пострадало более 9 миллионов человек.

Пророческими оказались слова откровения Иоанна Богослова: "И упадет с неба звезда Полынь, и треть вод, морей и рек на земле станут горькими…" По-украински полынь – это и есть чернобыль.

"Когда после взрыва реактора в воздух поднялось трудноисчислимое количество радиоактивной дряни, и особенно радиоактивного йода, часть этого "добра" почти сразу же выпала на сосновый лес невдалеке от атомной станции, – читаем мы в рассказе "Рыжий лес", тюменца Александра Аханова, непосредственного участника тех событий. – Облако, обильно засеяв радионуклидами ближний лес, пошло-полетело дальше делать свою черную работу…"

В списке участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, проживающих в "столичном" – десятки фамилий. Список этот ежегодно обновляется, уменьшается, будто шагреневая кожа.

"Дважды в день – на работу и с работы – наша рота проезжала мимо погибших деревьев – читаем мы далее. – Черт  его знает! Ничего не видно, ничего не чувствуешь… а вот растение умирает, это что же? И мы такими будем? Пожелтеем, согнемся и… ага? Мощные, иной раз в обхват деревья уже никогда, никогда не дадут потомства, уже никогда не зашелестят на веселом весеннем ветру пахучей, словно духи, хвоей, и никогда в их кронах не запищит ни одна пичуга…

Деревья не выдержали… выдержат ли люди? Мы?"

Рукой Владимира Панкратова, бессменного председателя районной организации Союза "Чернобыль", на полях в упомянутом списке против многих фамилий начертан скорбный вердикт: "умер". Из числа последних – Юрий Афонасьев и Анатолий Савинов из Богандинского, Владимир Никонов из Винзилей, Борис Федоров из Успенки, Владимир Трубицын из Посохова… Они продолжили печальный мартиролог жертв катастрофы, который много лет назад открыли два Александра – Александров и Чичибаба, посмертно награжденные орденом Мужества…

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments