27 января исполнилось бы 95 лет тюменскому писателю Ивану Ермакову

Сказитель земли сибирской

В Тюменском отделении Союза писателей на стене висит портрет Ивана Ермакова, словесную версию которого встречаем у Константина Лагунова: «Крупный плечистый мужик. С лицом грубым, будто наспех, одним топором вырубленным. Большое. Крупные ядреные губы. Лохматые брови. В глазах – озорное лукавство…»

Сказовая манера повествования в отечественной литературе чрезвычайно редка – возможно, в силу своей сложности. Мало освоить лежащие, казалось бы, на поверхности приёмы – ту же инверсию: одной перестановкой слов нельзя добиться искомого результата.

Тем более труден для прозаика т.н. литературный сказ, генетически связанный с устным народным творчеством: лучшие его образцы вышли из-под пера Н.Лескова, П.Бажова, Б.Шергина, С.Писахова, отчасти Вас.Белова ("Бухтины вологодские…") Достойное место в этом ряду занимает наш земляк И.М.Ермаков (1924-1974), которому 27 января исполнилось бы 95 лет.

До войны будущий писатель, уроженец д.Михайловка Казанского района, учился в культурно-просветительской школе в Тобольске, в 1939 году стал актером-кукловодом в Омском областном театре кукол. В августе 1949-го был призван в РККА. По окончании ускоренных лейтенантских курсов в Омском пехотном училище в марте 1943 года направлен на фронт командиром стрелкового взвода, а затем маршевой роты. Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, освобождал Новгород, города Прибалтики. Был ранен и контужен. Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Демобилизовался лишь в 1947 году. Служил в МВД Эстонии, работал товароведом в Тарту. В 1949-м был осуждён, срок наказания отбыл полностью.

С 1951 г. в Тюмени, работал в культурно-просветительских учреждениях. С 1956 г. – профессиональный литератор. Первый сказ Ивана Ермакова "Соколкова бригада" был опубликован в "Тюменской правде" в 1956 г., а вскоре перепечатан в журнале "Сибирские огни". В 1961 г. вышел первый сборник писателя – "Богиня в шинели", включавший в себя семь сказов. В том же году в издательстве "Советская России" в Москве вышел его сказ "Голубая стрекоза". В 1962-м стал членом Союза писателей СССР – одним из первых в области.

"Самостийно, неукротимый, размашистый и голосистый… он пришёл в Союз писателей с большой книгой самобытных, ярких, звонких сказов, которые намного пережили писателя", – писал о нём К.Лагунов.

"Выросший в крестьянстве, совестливый, он не терпел подлости, пошлости и чванства, – вспоминала об И.Ермакове его землячка из Приишимья поэтесса Нина Ющенко. – В его груди билось сердце солдата, смелое, мужественное. Это свойство честности, бескомпромиссности, глубокой порядочности он пронёс через Великую Отечественную. Через поля сражений. Он был из поколения отцов. Поколения Победителей".

"Я вот хорохорюсь перед ребятишками, бренчу – нефть, газ, геолога восхваляю, а на душе кошки… – горько сетовал писатель. – Почему оно так получается: Отечество одаряем, а край родной щиплем? Ежели ты истинный сын страны, то живи и трудись не ради ясной пуговки на мундире".

"Реализм – основа, – наставлял И.Ермаков молодую коллегу по писательскому цеху. – Пиши без тумана. А недомолвками-загадками с пареньками на крыльце разговаривай".

В 1962 г. в "Красном знамени" (NN 97-99) был опубликован сказ И.Ермакова "Берёстышков герб", вошедший в его дебютный сборник "Богиня в шинели". Предваряя публикацию, газета писала: "Яркими хрусталиками-самоцветами речь-то русская пересыпана. Звонкие да ёмкие слова хранит в памяти народ. Только не каждому это серебристая речь в уста дана. Пытливому да прислушливому, до глубин дел людских любопытному. Иван Михайлович Ермаков, наш писатель-сказитель, таков и есть. Каждое слово в его сказах звенит-переливается. А тем для сказов – не занимать. О народе песни пой, не перепоёшь".

В Берёстышке – плоть от плоти народной – очевидно проглядывают черты самого автора: "Третья радость у него была – ребятишки да сказки. Не какие-нибудь там дедами сказанные, а свои – Берёстышковы. Возьмёт самый заурядный случай и в такие узоры его разукрасит, так быль с выдумкой перепаяет, что только сиди да покрякивай. И мухомор, и пчела, и окунёвый глаз, и кукушкино яичко – всё у него на свои особые голоса заговорит. Болотная кочка – и та чего-нибудь мокрыми моховыми губищами бухтит-квачет. На всякие измолы да извороты язык свой приловчил…"

Сказ "Куда девался "второй фронт" ("Красное знамя" от 23.10.1965) утверждает в мысли о правильности избранной писателем стилистической манеры, о доступности и простоте языка, понятного любому человеку.

Война не отпускала Ивана Михайловича. Вдова писателя, Антонина Пантелеевна, вспоминала, что однажды после поездки по местам боёв на Волховском и Ленинградском фронтах Ермаков вернулся сильно изменившимся. Мало шутил, мало говорил, ни с кем не общался. Закрывшись в своём кабинете, лежал на кровати, вперившись глазами в потолок. На вопросы обеспокоенной супруги отвечал: всё нормально, мне надо подумать.

Чем он был озабочен? В 1974 г., уже после смерти писателя, которую кое-кто счёл "неожиданной и странной", в его архиве обнаружилась папка с несколькими листками, отпечатанными на машинке. "Хоронили Тасмухаметова. Нашли его голову", – начальная фраза не то будущего романа, не то повести с предполагаемым названием "Храм на крови". На законченное произведение это не было похоже. Был ли это конспект, набросок будущей крупной вещи, мы, к сожалению, уже никогда не узнаем.

"Печататься надо, – был убеждён И.Ермаков. – Писателю нельзя без изданий". И книги его, к радости читателей, выходили одна за одной: сборники сибирских сказов "Аврорин табачок" (1968), "Стоит меж лесов деревенька" (1973), уже после смерти писателя – "Солдатские сказы" (1978) и "Учите меня, кузнецы" (1984). Выходили также сборники очерков и рассказов: "Сергий да Василий" (1965), "О чём шептал оленёнок" (1966), "Авка слушает ветры" (1970), "Заря счастье куёт" (1973) др.

Несколько лет назад в "Тюмени литературной" была впервые опубликована стихотворная сказка-быль И.Ермакова "Про белого оленёнка". В журнале "Врата Сибири" (1915, N 3, сс. 3-18) вновь увидел свет сказ "Богиня в шинели". Наконец, пару лет назад в Тюмени издали, путь и небольшим тиражом, сборник сказов И.Ермакова – спустя почти 45 лет после смерти автора. Всё эти факты свидетельствуют о том, что "сказитель земли сибирской" востребован читательской аудиторией, что затрагиваемые им темы не потеряли своей актуальности.

Моя коллега Елена Минакова, человек с утончённым вкусом, много лет редактировавшая "Проталину", рассказывала, что была свидетелем того, как совершенно искренне смеялась, держа в руках книжку Ермакова, его случайная читательница.

- Как будто открытие для себя сделала! – удивлялась Лена. – Поистине, что имеем – не храним… Имея такой бриллиант как Ермаков, упорно цепляем на себя дешевую бижутерию…

Р.S. Не могу сказать, какие у Ивана Михайловича были отношения со спортом, но… В июне 1972 г. во многих населённых пунктах Тюменского района прошли спортивные соревнования, посвящённый Дню молодёжи. В пригородном Ембаево самые сильные и ловкие получили памятные призы с автографами писателя Ивана Ермакова и лучших футболистов команды "Нефтяник".

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Культура"

comments powered by HyperComments