Тобольский тракт: дорожные войны
- 27 августа 2017, 10:00
- Владимир КАЛИНИНСКИЙ
- Краеведение
История дорожной войны на отдельном участке Тобольского тракта берёт своё начало примерно с 1880 года.
Это время бурного промышленного роста Тюмени. Как известно, развитию промышленности и торговли в городе способствовали купцы, которые на свой страх и риск возводили заводы и фабрики. Именно купечество было инициатором проведения в Тюмени различных ярмарок и открытия многочисленных торговых лавок. Поэтому движущей силой экономического скачка в конце XIX и в начале XX века явился купеческий капитал. В то время возникла проблема доставки различных товаров из глубинки губернии или, как тогда называли, дальних уездов в Тюмень и далее на ярмарки в Ирбит и Нижний Новгород.
Железных дорог ещё не построили, а малочисленный речной флот купеческих пароходов не справлялся с нахлынувшим объёмом грузоперевозок. Оставался один выход - отправлять товар по старинному Тобольскому тракту. Путь этот был не совсем безопасен, особенно в ночное время для одиночных повозок. Грабили тогда как ямщиков, так и доверенных лиц купеческого сословия. Но не это являлось главной проблемой Сибирского тракта. Кто бы мог подумать, что яблоком раздора для жителей левой и правой сторон реки Туры будет сам факт обладания этим небольшим участком тракта. Этот отрезок пути на целых 30 лет станет дорогой жизни, спора и необъявленной войны для жителей Тюменского уезда.
К тому времени Сибирский тракт проходил от Тюмени через село Мальково, а далее, за деревней Криводаново, действовала казённая переправа через Туру. Дальше торговый путь лежал через село Созоново на Тобольск. Так бы и ездили по этому казённому тракту торговые люди и дальше, но свои права на обладание трактом стали заявлять жители левого побережья реки. Общества крестьян деревень Борково (Борки - авт.), Филинова, Шешукова, Мехрякова, Щербакова стали кооперироваться для совместных работ по восстановлению непригодных для проезда участков некогда проходившего в этих местах Тобольского тракта. За 300 лет истории тракта путь до Созоново из Тюмени проходил то по левой, то по правой стороне Туры. Понятное дело, для дорожных работ требовались деньги. Государство выделяло средства из казны только на тот участок дороги, который был узаконен. Поэтому жителям деревень левобережья Туры, рискнувшим перетянуть почтовый, ссыльный и торговый тракт на свою сторону, приходилось надеяться только на себя.
Что за интерес двигал крестьянами того времени? Конечно, не от скуки деревенские люди взялись за этот дерзкий по сути и не имеющий аналогов в царской России проект. Где вы видели, чтобы крестьяне по доброй воле восстанавливали без оплаты не один и не два года дорожное полотно? Здесь нужно добавить, что часть денег на эту "дорогу жизни" выделяли местные зажиточные жители деревень. Каждый понимал, что торговый путь нужен в этих местах всем, как воздух.
Будущие дивиденды, или барыши, как говорили раньше, грели бурное воображение крестьян левой стороны Туры. Ведь жители другого берега реки имели возможность продать излишки своей деревенской провизии торговым людям, почтовым работникам, а то и ссыльным каторжанам, которых гнали пешком в северные уезды Тобольской губернии. Ушлые и расторопные жители деревень стали открывать постоялые дворы, где путника с дороги кормили сытной, горячей пищей. Здесь же можно было остаться на ночлег, отремонтировать повозку и упряжь для лошади. Это был постоянный доходный промысел, которым Тобольский тракт обеспечивал жителей Субботиной, Мальковой, Криводановой, а также юрт Есаульских, Чикчинских и Якушинских.
Жители левой стороны Туры об этом только мечтали. В конце XIX века крестьяне левобережья полностью восстановили дорожную насыпь на своём участке. С этого времени начинается затяжная дорожная война, хотя отдельные случаи порчи дорожного полотна на правой стороне Сибирского тракта отмечались и раньше. Жители деревень Борково, Филинова и Шешукова перешли к активной деятельности по разрушению дорожной насыпи Старого Тобольского тракта на большом участке от Мальково до деревни Криводановой. По рассказам моего дедушки Г.И.Шешукова, крестьяне ночью переплывали Туру и сжигали небольшие мосты через ручьи, уничтожали гати - дорожные настилы из брёвен хвойных пород для проезда через топи. Под эти настилы готовилась и утрамбовывалась специальная глина, а чтобы древесина не гнила, сверху брёвен посыпалась обыкновенная древесная зола. Брёвна по торцам связывались скобами.
Кто были идейными руководителями этих вылазок, сказать теперь трудно. Ведь по сути люди из деревенских обществ жгли мосты не из шалости или желания досадить соседям, они осознавали, что действия их носят явно преступный характер по отношению к государственному имуществу. Но их цель оправдывала средства. Конечно, можно только предполагать, что крестьян на эти действия подталкивали зажиточные граждане деревень, будущие владельцы постоялых дворов по новому Тобольскому тракту. Ведь только в Борках на центральной улице в конце XIX века их откроется 11, прообразы нынешних придорожных кафе появятся в Шешуковой и Щербаковой.
На какое-то время, когда проходил ремонт повреждённых мостов на правой стороне, тракт временно переносился на левую сторону Тюмень - Борково - Ярково. Это пришлось по душе торговым людям, потому что тракт здесь проходил по более сухим участкам местности. Несмотря на уничтожение дорожных мостов через ручьи сопредельной стороной, этот участок Тобольского тракта набирал популярность и по нему, начиная с 1907 года, стали чаще ездить почтовые работники, ямщики.
Были ли попытки решить мирным путём этот затяжной конфликт крестьян с разных берегов Туры? Конечно, были. Мой дед Григорий Иванович рассказывал, что его отец, Иван Шешуков из деревни Шешукова, припоминал такой случай из жизни. Как-то общество крестьян его родовой деревни отправило парламентёров на правый берег Туры в одну из татарских юрт. Переговорщики благополучно прибыли на лодках на противоположный берег заключить мирный договор, но застали всё мужское население за молитвой в мечети. Ждать, когда закончится служба, визитёрам не захотелось, а разговаривать с ними никто не желал. Тогда у одного жителя деревни Шешукова сдали нервы, он выхватил кнут и стеганул им по спинам молящихся татар. Но никто в мечети даже не шелохнулся и не издал ни единого звука. Так и ушла ни с чем делегация деревни Шешукова. Но в один из дней после этого случая деревня недосчиталась своего отчаянного односельчанина, который был найден убитым.
Только в 1910 году крестьяне из деревень Борковской, Шешуковской, Филиновской, Мехряковской и Щербаковской праздновали свою долгожданную победу, потому что постановлением Тюменской городской Думы был окончательно решён вопрос переноса государственного Сибирского тракта на правую сторону, а именно из Тюмени на "Велижано - Борково - Ярково".
Жители Борков помнят историю Сибирского тракта, когда в дни ярмарок в Тюмени или Ирбите на постоялых дворах Борков скапливалось до 300 подвод ямщиков. А лучшие из лучших владельцев постоялых дворов 27 апреля 1918 года даже удостоились чести встречать прибывшего в Борки бывшего императора России Николая Романова. Братьям Ивану и Егору Текутьевым, встречавшим бывшего царя с хлебом-солью, Николай Александрович в знак благодарности пожал руку. Это была благодарность всем жителям Борков и соседних деревень, которые стояли у истоков придорожного коммерческого дела. Наши предки в муках и великих трудах отстояли своё право содержать на Сибирском тракте постоялые дворы, где путника кормили и давали на ночь приют.
Ныне в Борках, как и 100 лет назад, работают придорожных кафе, где клиентов кормят домашней едой. Есть при некоторых кафе и небольшие гостиницы. Вдоль трассы стоят десятки автомобилей. Как и прежде, Тобольский тракт (ныне это федеральная трасса) помогает селу жить, даёт работу...
[img_7]