Тепло крестьянской избы

"Ой, простите, тятенька, простите, матушка", - причитал крестьянский мальчишка за столом, когда получал ложкой по лбу за то, что "залез вперёд батьки" и других старших домочадцев за щами или другой похлёбкой. Но никогда не смел сердиться, обижаться, говорить: "Что вы меня бьёте, мне же больно!"

Ибо авторитет родителей, бабушек и дедушек был непререкаемым. Строго воспитывали в крестьянских семьях детей. А уж отца-то как боялись! Отец только строго посмотрит на ребёнка, тот уже обомлел: "Тятя сердится!" И тут же старался исправить свою какую-либо оплошность. Как жаль, что мы утратили традиции крестьянского воспитания!

Обо всём этом мы рассказываем детям (и не только им) в импровизированной крестьянской избе в Успенском краеведческом музее. Сельских детей рано приучали к труду. В пять лет садили на лошадку, делали круг внутри двора. Обряд назывался "выход из младенчества". И с пяти лет дитя трудилось дома и во дворе... Девочка мела пол, кормила курочек, пасла уточек. К двенадцати годам девочки уже много и хорошо пряли, умели плести, ткать, шить, замесить тесто, учились доить корову, жали, вязали снопы. А мальчишка двор подметал, кормил собаку, приносил дрова в избу. Становясь чуть постарше, уже ездил наравне со старшими на дроворуб и сенокос, умел лошадь запрячь и распрячь. Сколько работали крестьяне и их дети, когда не было ещё никакой механизации и автоматизации, нам, современным людям, представить трудно. Рассказывая всё это, хочется передать ту атмосферу, которая царила в крестьянском доме. Дети могут узнать, как жили их сверстники в те далекие годы, и сравнить жизни - свою и крестьянских детей.

И хотя та жизнь была нелёгкой, в ней были и свои радости. Те же самые полати, на которых спала детвора (а детей в крестьянских семьях было много) превращались в некую ребячью страну, где рассказывали друг другу сказки (иногда это делала и бабушка, лёжа рядом на печи), загадывали загадки, любили пугать друг друга страшными историями. В лесу есть леший, а на речке - водяной, а на мельнице вообще черти.

А в праздники, когда приходили гости или игралась свадьба, над полатями торчали детские головки. Опираясь на кулачки, ребятишки смотрели на происходящее. Никто и не приневоливал их спать, наоборот, подавали гостинцы с праздничного стола. Глядя сверху, они ощущали свою недосягаемость и защитный уют родной избы!

А что значила в избе печь! Есть же выражение - "плясать от печки". Печь и обогревала, и кормила, на ней спали, она ещё и лечила: простуженный человек ложился на прогретые кирпичи - и болезнь отступала. Женщина-крестьянка вставала раньше всех, растопляла печь - и сразу в доме становилось теплее, светлее и уютнее. С огнём в печи связана вся крестьянская жизнь. Родной дом существует, пока греет очаг, и это тепло равносильно душевному. А вскоре по избе плыл неповторимый запах свежеиспечённого хлеба.

Мать могла разбудить любого ребёнка, чтобы один помог ей в стайке, другой - взбил масло из сливок, покачал проснувшегося в люльке младшего брата или сестру. И никто не спорил, не мог сказать: "Нет, я не пойду - спать хочу!"

Есть в нашей экспозиции настоящие маслобойки, корыто и доска для стирки, катки и вальки, ухваты, сундуки. Дети, пришедшие на экскурсию, усаживаются на сундуки и лавки, и мы рассказываем о каждом предмете, а о них можно говорить очень много. Например, о сундуке. Сундуки стояли и в боярских хоромах, и в самой бедной крестьянской избе. Их ставили в горницах, светёлках, сенях, клетях. Стояли они, как правило, на видном месте, свидетельствуя о достатке семьи. В сундук складывали наиболее ценные личные вещи, а невесты - приданое.

Дети могут даже поучаствовать в проведении экскурсии. Предлагаем поднять чугунок на ухвате - это девочкам. А покрутить ручку маслобойки - мальчикам. Всё это создаёт особый настрой, ребята как будто погружаются в то время, когда весь этот быт был привычным.

Нам бы очень хотелось, чтобы учащиеся школ нашего района побывали у нас в гостях, а мы с удовольствием проведём для них экскурсию (надеемся, что с пользой для них), тем более, что в этом году исполняется 90 лет району и 30 - нашему краеведческому музею. Мы убеждены в том, что историю своей малой родины, родного края нужно знать. Как сказал замечательный русский писатель Василий Белов: "Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности". Хотелось бы, чтобы наши дети тоже прониклись этим чувством, захотели бы знать о прошлом больше. А мы им в этом поможем.

Галина СОТНИКОВА,

научный сотрудник музея.

с.Успенка.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Патриотическое воспитание"

comments powered by HyperComments