В Тюменском районе стало еще одним туристическим объектом больше: в деревне Черная Речка открылся этнографический музей под открытым небом

Гостеприимство с размахом

В День коренных народов мира в деревне Черная Речка Червишевского муниципального образования состоялась презентация крупнейшего в Зауралье и Сибири этнографического парка-музея «Юрибей».

Лучше с чувством и с толком

На большой площадке будет представлен быт и культура девяти народов Сибири, в том числе малочисленных народов Севера – хантов, манси, ненцев, селькупов.

Для презентации первой очереди построены четыре этнографические деревни – ханты-мансийское, селькупское, ненецкое стойбища и казахский аул. В планах – создание еще трех музеев под открытым небом: сибирско-татарского и русского подворий, а также украинского хутора.

Территория этнопарка кажется огромной, но организаторы утверждают, что это – не самая крупная площадка в России, созданная для этно-пространств под открытым небом. При этом "Юрибей" называется музеем, то есть здесь строго соблюдается принцип достоверности и научности, все экспонаты настоящие. Например, самый большой экспонат – дом селькупов – землянка карамо была построена в тундре, ее на месте разобрали, перевезли в этнопарк и собрали заново. Таким же образом установлен и нор-кол – бревенчатый дом манси, и хантыйский чум, и казахские юрты.

Но осмотр экспозиции начинается … с зоопарка. Никаких противоречий тут нет. Животные, как домашние, так и дикие всегда были неотъемлемой составляющей жизни человека. А поскольку природные и климатические условия проживания даже для тех девяти национальностей, которые будут представлены в этнопарке, разные – от тундры и лесотундры до казахских степей, то и представители фауны тоже самые разнообразные и порой – неожиданные. Козочкам или осликам, конечно, мало кто удивится. А вот соседей рядом с ними захочется рассмотреть подольше. Например, индийскую горбатую корову или миниатюрную венгерскую свинку-мангалицу, или массивного яка, или невозмутимого верблюда, или отлично позирующих перед фотографами страусов эму. А вот лису, песца или енота, которые обитают в клетках напротив, в жаркий день можно и не увидеть – тяжело им на солнце в такой шубе, прячутся в тень. Белочки в полдень тоже стараются забраться в укрытие. И медведь забивается в самый дальний прохладный угол своей берлоги. Там же, кстати, звери отдыхают и после сытного обеда. В природе у животных есть такая привилегия, у людей, к сожалению, она утеряна – у нас теперь даже перекус на бегу.

Символизм – во всем

Ришат Рахимов, руководитель проекта, профессиональный этнограф и музеевед, за плечами которого более 50 научных экспедиций по северу Западной Сибири, полярному Уралу, на Камчатку, говорит, что идея создать такой этнопарк витала в воздухе ещё в нулевых годах, но тогда не было такой возможности. Идею поддержал Юрий Неелов, первый губернатор Ямала, почетный гражданин Тюменской области. Это его не первый музейный проект. В Салехарде он тоже построил этнографический музей и передал его городу. Собственно, и этнографический парк в Черной Речке получил название по имени реки Юрибей в Ямало-Ненецком округе.

- Мы хотели открыть "Юрибей" именно во Всемирный день коренных народов мира, – рассказывает Ришат Рахимов. – Для нас этот праздник как Новый год, такой же символичный, если его пропустишь, то следующего придется ждать 12 месяцев.

Этнографический туризм набирает популярность по всей стране, все больше открывается музеев под открытым небом, где обычно представлен быт и культура одной из национальностей. "Юрибей" будет единственным, где можно познакомиться с культурой сразу девяти народов. Причем, расположение каждого поселения или стойбища – не хаотичное. Если посмотреть на этнопарк сверху, с высоты птичьего полета, то картинка будет напоминать колесо телеги или разрезанный апельсин, где каждый сектор – часть общей истории.

- В нашем этнопарке мы знакомим с материальной и духовной культурой основных народов Сибири, – говорит Ришат Рахимов. – В Тюменской области проживает более сотни представителей разных национальностей, представить все, сразу и в одном месте невозможно. Кроме того, многие из них приехали в Сибирь совсем недавно. Поэтому мы решили показать основные группы народов Западной Сибири.

Открывает экспозицию казахский аул, в котором представлена культура сразу двух народов: сибирских казахов и алтайцев. Обращают на себя внимание резные расписные ворота, стоящие, как говорится, в чистом поле. Створки или забор им не нужны, ведь эти ворота – символические. Они ничего не открывают и не закрывают. Зато все объясняют. У казахов такие конструкции указывают на то, что эта территория уже кем-то занята. Причем размер ворот не имеет значения. Главное, что они есть. Но в "Юрибее" их построили высокими и широкими – с сибирским размахом.

У казахов в степи часто можно увидеть одинокую коновязь. Такой столб в чистом поле выполнял не столько утилитарную, сколько информационную функцию. По нему многое можно было узнать о владельце этих земель. Например, количество вырезанных чаш должно соответствовать возрасту хозяина этих угодий. Но с точностью не до года, а до жизненного периода. Казахи по-своему считали век человека, он у них длился не 100 лет, а 72 года и состоял из периодов по 12 лет. Поэтому если на коновязи было два звена, то хозяин – юноша, которому 24 года, если три – то самостоятельный мужчина 36 лет. Кроме того, коновязь могла сообщать, сколько гостей смогут принять в юрте на постой. Если три звена, то вчетвером уже не разместишься. Или – до какого колена хозяин помнит свое родство. У казахов родство до седьмого колена считалось близким, поэтому за невестами ездили очень далеко, чтобы девушка не оказалась родней даже в шестом колене. Генетики в те времена люди не знали, но законов природы не нарушали.

По законам гостеприимства

Каждый народ, представляя свою культуру, подчеркивает не только свою самобытность, но и гостеприимство. Никто и никогда раньше не говорил: лучше к нам и не приходите, не напоим, не накормим и рады вам не будем. Наоборот, гостям всегда были рады – накрывали стол, угощали лучшими яствами. Уедет потом такой путник восвояси и вспомнит хозяев добрым словом. И такой характеристике верили стопроцентно.

О традициях гостеприимства с удовольствием расскажут и в этнопарке "Юрибей". Казахи, например, угостят бешбармаком, селькупы – традиционной ухой из щуки, чаем из чаги, ненцы и ханты – строганиной из муксуна или, если сезон, свежей морошкой. Правда, чтобы все это попробовать, придется заранее заказать экскурсию с дегустацией. В экскурсионное меню можно добавить и мастер-классы по народным ремеслам, чтобы интерес был – на любой вкус.

– Тюменская область уверенно берет вектор на развитие туризма, – говорит Сергей Ивченко, заместитель главы Тюменского района. – И Тюменский район не может оставаться в стороне от этого тренда. У нас все этому способствует: и наличие разнообразных туристических объектов, и логистические особенности, транспортная доступность, близость к областному центру. И мы стараемся делать так, чтобы таких интересных объектов у нас становилось все больше. Сейчас очень востребованы комплексные программы, локации, которые можно посетить всей семьей. Такой познавательный отдых оставляет незабываемые, яркие эмоции и впечатления. Думаю, что и "Юрибей" будет очень востребован для внутреннего туризма. У этнопарка – большие перспективы.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Сельский туризм"

comments powered by HyperComments