Гидростанция – несостоявшийся проект

В 20-30 годы прошлого века на месте озера Андреевского могло возникнуть искусственное море, а Тюменский район мог стать энергетическим сердцем региона.

В середине 20-х годов прошлого века в газете "Красное знамя" широко обсуждались необходимость развития энергетики и проекты строительства электростанции для нужд окружного центра г.Тюмени. Один из таких проектов мог быть реализован на р.Тура, другой - на р.Пышма. Благодарить ли Бога или проклинать судьбу, но ни один из проектов строительства гидростанции не был реализован.

Как известно первая электростанция появилась в Тюмени в 1909 г. мощностью 40 лошадиных сил, работала она на дровах. Буквально через несколько лет, в 1912-м, была построена новая – на 250 л.с. Основная доля средств принадлежала семье купца Колокольникова. В 1918 году станцию национализировали. После капремонта количество абонентов было увеличено почти в 8 раз – до 2300 с соответствующим приростом мощности паровых и электрических машин.

В начале 20-х годов станция стала работать с надрывом и с максимальной нагрузкой. Газета "Красное знамя" писала: "В высоком каменном сарае машинного отделения всюду копоть, пыль, замызганные стены, разбитые стекла. Ржавые стальные громадины машин и печи котла оставляют удручающее впечатление. Как свидетельствует один из рабочих, "с этими швейными машинами далеко не уедешь!". Возле станции беспорядочно громоздятся груды дров и опилок — основного топлива котлов".

Приемка электростанции городской управой г.Тюмени 1912 год.

Растущему и развивающемуся городу вновь катастрофически не хватало электричества. Этой проблемой озадачены власти, тема строительства электростанции широко обсуждается на страницах "Красного знамени" в декабрьских номерах 1926 г.

Большой интерес вызывает подборка публикаций в № 20 за 23 декабря 1926 г. под заголовком "Где нам строить новую электростанцию". Вот что пишет в поддержку строительства гидростанции на р.Пышме рабочий т.Комар: "Я хоть не специалист, а просто рабочий, что верное предложение об использовании "белого угля" - даровой водяной силы. В условиях Тюменского округа запасов "белого угля" достаточно, водяные пространства простираются на 100 вёрст. От Казаровских юрт, что в 18 верстах от города, тянутся озёра, имеющие наполовину готовые каналы с уклоном к озеру Матмас, которое находится выше реки на 5 сажен. Если на севере прорыть канаву, то длина её была бы 900 метров, а глубина 1,5 м. Поступающей воды было бы достаточно, чтобы привести в действие 2 турбины. На изыскание необходимо только 1,5 месяца, на составление проекта – не более полгода, на постройку – год и на установку машин – не больше года, а всего – два года семь с половиной месяцев".

В заметке "Наши технические силы о проекте "Комгосора" приводится мнение архитектора т.Чукоминой (в будущем именно она возглавит строительство электростанции под Тюменью): "…по этому вопросу в комгосоре споров было много. Большинство членов комиссии отнеслись к проекту скептически, считая его невыполнимым из-за недостатка средств и из-за рельефа местности.

Инженер, проводивший изыскания, сам не был уверен, достаточен ли будет уровень воды в Андреевском озере, чтобы обеспечить нужный напор воды. Нивелировка была сделана зимой и поэтому не могла считаться строго правильной. Падь (ложбина), по которой должен был пройти соединяющий озеро с Турой канал, слишком глубока и много отняла бы воды на заполнение. Сюда вёлся второй вариант, но о судьбе его не знают.

- Особенно спорным был вопрос, - говорит техник т.Кудреватов, - куда пойдёт вода: на север, в Туру или наоборот".

Первая тюменская электростанция. 1909 год.

Окружной инженер т.Тимофеев убеждён, что на Пышме строить нужно электростанцию, а не гидростанцию. По его мнению, проект весьма заманчив, но не осуществим. "Изыскания для производства мелиоративных работ в окрестностях Андреевского озера показали, что уровень воды последнего в настоящее время на 74 см выше уровня льда реки Туры. Весной же этот горизонт воды оз.Андреевского поднимется на 1,5 метра выше настоящего уровня и уровень р.Туры, в свою очередь, на 8 м. Отсюда, как заключение, вода р.Туры в половодье должна идти из Туры в оз.Андреевское, а этого не бывает лишь потому, что имеется водораздел. Если же водораздел пересечь каналом, то весенняя вода, идя из реки в озеро, затопит луга близлежащих деревень в количестве 50000 десятин. Нам нужно сушить болота, а мы превратим луга в болото. Постройка гидростанции потребует чрезвычайно много излишних затрат, времени и т.д., чем постройка электростанции".

Не трудно заметить, что уровень инженерной мысли рабочего и специалистов, занимающих инженерные должности, не очень-то далёк друг от друга.

Сегодня мы без труда представляем, что электростанция на энергии воды потребовала бы затопления огромных площадей, включая луга, поймы рек, сенокосные угодья, сосновые леса. Что стало бы с территориями, где сегодня находятся посёлки Боровский, Винзили, Андреевский, с.Муллаши, д.Килки, нетрудно догадаться. Понятно, что проект строительства гидростанции, не найдя своего продолжения, был похоронен в архивах.

Кстати, по проекту инженера Фролова предполагалось использовать в качестве топлива торф Тарманских болот, но тогда эта идея тоже казалась утопической: на разработку торфяных месторождений у советского государства денег не было. Проект этот будет реализован позднее.

Новую электростанцию на р.Туре начнут строить в 1927 г., а завершат лишь в 1932. Для тех лет это было мощное сооружение. Станция снабжала город электроэнергией до 1957 года, имела три турбины, пять котлов. В годы войны, когда в Тюмень было эвакуировано множество заводов, её мощность была увеличена с одновременным расширением торфоразработок в Новотарманске и Боровом. Но это совсем другая история, и о ней тоже будет рассказывать газета "Красное знамя".

Тюменская ТЭЦ-1 1964 год.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments