Педагогический калейдоскоп-2016": площадка для обмена опытом

1 марта в Тюменском районе подведут итоги конкурса педагогического мастерства, и мы узнаем имена его победителей. А пока о том, как проходил «Педагогический калейдоскоп-2016».

Напомним, что в таком формате он проводится в четвёртый раз. Конкурсанты состязаются в трёх номинациях: "Учитель года-2016", "Воспитатель года-2016" и "Сердце отдаю детям" (для педагогов дополнительного образования). Конкурсные мероприятия шли с середины января и весь февраль – на разных площадках и в разных формах.

Как подружить белого медведя с бурым?

18 января начался заочный этап конкурса на звание лучшего воспитателя района, который состоял из трёх заданий: "Методический семинар" (презентация педагогического опыта участника), "Я воспитатель" (эссе, раскрывающее мотивы выбора профессии) и "Интернет-ресурс" (анализ личного Интернет-сайта или web-страницы, где размещены учебные, методические или иные авторские разработки конкурсанта, отражающие его инновационный опыт). По итогам заочного этапа из 21 конкурсанта в следующий тур состязаний перешли 6 человек.

Очный этап стартовал 3 февраля. Конкурсантам предстояло провести 20-минутное мероприятие с детьми.

Юлия Кривошеина из Новотарманского детского сада "Огонёк" провела открытое занятие, направленное на проектно-исследовательскую деятельность дошколят в такой, казалось бы, очень далёкой от них сфере, как археология. Но прежде детям было предложено построить корабль, на котором им предстояло отправиться на археологические раскопки. Умело созданная презентация, красочный рассказ вовлекли детей в эру динозавров. И уже в конце занятия ребята с искренним восторгом разглядывали найденное на импровизированных раскопках яйцо травоядного динозавра, или "травоядненького", как они его называли. В процессе занятия ребята узнали о видах динозавров, познакомились со средой их обитания, попробовали себя в роли археологов.

Ольга Пейль из Боровского детского сада "Дельфинёнок" познакомила детей со свойствами металла и дерева, а ещё учила воспитанников умению планировать свою деятельность, выделять главное, существенное, развивать интерес к новой информации.

Юлия Козырева из Богандинского детского сада "Светлячок" провела занятие по мотивам ненецкой сказки "Бурый медведь и белый медведь". Дети узнали не только об особенностях среды обитания этих животных, но и усвоили важное: независимо от места проживания и внешних различий мирное сосуществование возможно всегда.

Целью занятия Надежды Кисловой, инструктора по физкультуре Ушаковского детсада "Золотая рыбка", стало приобщение детей подготовительной группы к богатому культурному наследию русского народа посредством физкультурной деятельности. Детям легче и интереснее изучать русские обычаи и фольклор в процессе народных подвижных игр, считает педагог.

"А без них слова не коннектятся…"

Очный этап конкурса "Учитель года-2016" стартовал 9 февраля. Как и воспитателям детских садов, этим конкурсантам предстояло провести открытые уроки в своих образовательных учреждениях.

В первый конкурсный день "состязались" два базовых предмета – математика и русский. И два разноплановых педагога: Татьяна Мочаева, учитель математики Богандинской средней школы N 2 (стаж работы 21 год) и Алёна Рычкова, учитель русского языка и литературы Боровской средней школы N 2 (стаж 2 года).

На уроке Татьяны Мочаевой пятиклассники исследовали смешанные числа. Педагог использовала большой арсенал педагогических приёмов: игра "Снежный ком", разгадывание ребусов, математическая физкультминутка, составление алгоритмов по теме – всё это способствовало усвоению материала и соответствовало возрастным особенностям школьников.

Алёна Рычкова вместе с учениками 6 класса отправилась в вымышленный город Местоименск. Урок-путешествие предполагал остановку на станциях и выполнение заданий разного уровня сложности. В конце урока ученики-пассажиры успешно прибыли в пункт назначения, обобщив знания по теме "Указательные местоимения".

10 февраля жюри оценивало ещё два открытых урока: учителя иностранного языка Ембаевской средней школы Алсу Файзуллиной и учителя начальных классов Яровской средней школы Ирины Останиной. В классе Алсу Файзуллиной немецкий изучается всего две учебные четверти, но у школьников уже неплохой словарный запас и умение работать с информационными ресурсами на иностранном языке.

На уроке русского языка в 3 классе ученики Ирины Останиной разбирали существительные по составу. Работая в группах, они попадали в лингвистические ловушки, но с честью выходили из них. На вопрос учителя о том, зачем нужны приставки, суффиксы и окончания, был дан ответ: "А без них слова между собой не коннектятся".

Роман Дюрягин из Наримановской средней школы провёл открытый урок технологии. И это, по мнению специалистов районного управления образования, символично: "Открывали второй этап районного конкурса педагогического мастерства два предмета: русский язык и математика, а закрывает технология, предмет, который не выглядит флагманом в учебном плане, но от этого он не становится менее важным в концепции внедрения новых образовательных стандартов. В этой связи конкурс педагогического мастерства, проводимый в 2016 году, является отражением того поступательного развития, которое осуществляется на сегодняшний день в системе образование. Мы наблюдаем уход от шаблонных стереотипов и движение к новым подходам в деле обучения. Так, одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, и в этой связи важная роль отводится урокам технологии".

Роман Дюрягин соединил в своём уроке элементы теоретического и практического занятий. Пройденный материал повторяли посредством игры "Лото", новую тему изучали при помощи игры "Крестики-нолики". Смена занятий не позволяла школьникам заскучать и отвлечься, хотя темой урока было "Знакомство с видами свёрл, сверление отверстий".

В финале

Все уроки с учениками и все занятия с дошкольниками были очень интересными – каждый по-своему, но в финал конкурса вышли только три конкурсантки в каждой номинации.

Среди финалистов-воспитателей – инструктор по физкультуре Ушаковского детского сада "Золотая рыбка" Надежда Кислова, педагог из Новотарманского детсада "Огонек" Юлия Кривошеина и педагог Богандинского детсада "Светлячок" Юлия Козырева. Конкурсные занятия, прошедшие на базе Винзилинского детского сада "Радуга", они посвятили теме "Будем Родине служить". Педагоги помогли малышам из "Радуги" узнать, как богатыри смогли победить Кащея и Змея Горыныча, какие бывают рода войск и какую форму носят пограничники.

Претенденты на звание учителя года собрались в школе посёлка Винзили и в первый конкурсный день провели открытые уроки. Ирина Останина, учитель начальных классов Яровской школы, научила третьеклассников правильно писать суффиксы. Татьяна Мочаева из Богандинской школы N 2 представила урок математики в форме путешествия по стране Здоровья. Под руководством учителя иностранного языка из Новотарманской школы Марии Косенко дети повторили способы связи слов в предложениях на русском, английском и немецком языках.

В рамках второго конкурсного дня прошли мастер-классы. А его завершающим испытанием стал педсовет, впервые посвящённый не методической теме, а воспитательной: "Роль учителя в социальных сетях: активный участник, наблюдатель или …?". Разбирались "жизненные" по нынешним временам ситуации: как поведёт себя учитель, если в социальных сетях школьники создадут группу, где будут нелестно отзываться о своих сверстниках? Конкурсанты отвечали на вопросы, как можно использовать социальные сети для интерактивной работы с детьми, размышляли над тем, как увести школьников из негатива в позитив. Опыт лучших педагогов будет обобщён, с ним познакомят учительство района.

"Отдавайте сердце детям"!

Многоступенчатым был конкурс педагогов дополнительного образования.

Третий тур конкурса "Сердце отдаю детям" прошёл на территории посёлка Боровский. Конкурсантам не только предстояло продемонстрировать педагогическое мастерство, но и самим побывать в роли обучающихся. Сначала тренер детско-юношеской спортивной школы Тюменского района Анжелика Погадаева "разогрела" своих соперников в спортзале. В считанные минуты её разновозрастные, с разной физической подготовкой воспитанники превратились в слаженные команды, с огромным энтузиазмом участвующие в "Весёлых стартах".

Из спорткомплекса – быстрая перебежка в школу искусств "Фантазия", где на сцене концертного зала конкурсантов ждали музыкальные инструменты. Нина Кормильцына провела мастер-класс "Пение и здоровье", убедительно доказывая, что вокальная тренировка оздоравливает организм: лечит кашель и душевные недуги, улучшает кровоток и работу головного мозга…

Тема мастер-класса Натальи Кудряшовой – гендерные особенности обучения в классе фортепиано. Педагог, стаж которого насчитывает несколько десятилетий, пришла к выводу, что девочки и мальчики по-разному относятся к обучению. Мальчишки, к примеру, медленно включаются в работу, не любят однообразия, но им нравится момент поиска в задании. От неудач они никнут, и им требуется большая, чем девочкам, похвала. Зато пальцы мальчики развивают не только с помощью эспандера, но и в процессе вспашки огорода… Во время выступления Натальи Кудряшовой на сцену вышли её воспитанники – мальчишки. Заняв места за роялями, они спели гимн, музыку и слова которого сочинили сами. Запомнились слова: "Педагоги всей планеты, отдавайте сердце детям!.."

…Пока мы не знаем, кого назовут победителями "Педагогического калейдоскопа-2016". Но несомненно, что все они – и школьные учителя, и воспитатели детсадовцев, и педагоги дополнительного образования – действительно отдают свои сердца детям. И ещё, несомненно, этот конкурс вновь стал прекрасной площадкой для обмена опытом.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Дошкольное образование"

comments powered by HyperComments