Телефонные мошенники не дремлют

Мобильные мошенничества по-прежнему остаются серьезной проблемой и занимают весомое место в статистике регистрируемых преступлений.

Представители криминального мира постоянно совершенствуют методики обмана законопослушных граждан и сокрытия следов преступных деяний. О том, какие схемы используют злоумышленники, как убеждают граждан переводить деньги и как защититься от посягательств мошенников, расскажет заместитель начальника отдела Следственной части Следственного управления регионального УМВД майор юстиции Никита ДЕНИСОВ.

Какие мошеннические схемы наиболее распространены?

 

Первую схему можно условно назвать "Звонок из банка". С потерпевшим связывается человек, который представляется менеджером или сотрудником службы безопасности и сообщает, что неизвестные лица пытаются списать денежные средства со счета гражданина или оформить на его имя кредит. Далее злоумышленник заявляет, что ситуацию можно исправить, однако нужно строго следовать рекомендациям. В ходе дальнейшей беседы потерпевший под психологическим давлением либо называет данные банковской карты (включая срок действия и трехзначный код с обратной стороны), либо переводит все имеющиеся средства на указанные счета.

 

Вторая схема – "Ваш родственник попал в ДТП". Звонивший представляется родственником (как правило, сыном или внуком) потерпевшего, рассказывает, что по его вине произошло ДТП и просит крупную сумму для оплаты лечения пострадавших и урегулирования проблемы. Затем в диалог вступает второй мошенник, который заявляет, что работает в силовой структуре и готов оказать содействие "родственнику". Потерпевших убеждают собрать всю имеющуюся наличность и передать курьеру.

 

Еще одна распространенная схема – "Фиктивная покупка/продажа на сайте объявлений". Преступник публикует в сети интернет информацию о продаже какой-либо вещи, например, мобильного устройства или электротехники. Стоимость указывает в несколько раз ниже чем в аналогичных объявлениях. Когда с ним связывается потерпевший, злоумышленник просит внести предоплату и получив деньги перестает выходить на связь.

 

Также мошенники нередко сами откликаются на объявления о продаже, убеждают продавца, что готовы купить товар и просят данные карты для внесения предоплаты. Под различными предлогами они узнают не только номер карты, но и срок действия, трехзначный код, а также убеждают оппонента назвать полученный в смс-сообщении пароль. Получив информацию, преступники списывают со счета потерпевшего всю имеющуюся наличность.

 

Какие новые мошеннические схемы появились за последние несколько лет?

 

Мошенники используют преимущественно описанные выше схемы, однако постоянно их совершенствуют. Например, если раньше они совершали звонки с обычных телефонов, то теперь повсеместно используют подменные номера - у потерпевшего при поступлении вызова отображается на телефоне номер банка.

 

Все активнее злоумышленники используют полученные незаконным путем базы данных из которых узнают информацию, например, полное имя и дату рождения потенциальных жертв.

 

Мошенники, действующие от лица покупателей на сайте объявлений научились пользоваться так называемыми фишинговыми ссылками. Они заявляют потерпевшему, что внесут аванс за товар через систему безопасных платежей и отправляют ссылку, перейдя по которой, гражданин должен ввести данные карты. Если это сделать, преступники получат доступ к банковскому счету.

 

Кто, как правило, становится жертвами мошенников?

 

Если говорить о схеме с ложным ДТП, то это преимущественно пожилые люди. Мошенники целенаправленно обзванивают домашние телефоны, причем, как я уже говорил, часто заранее знают имена пенсионера и его родственников.

Во остальных случаях жертвами обмана становятся люди всех возрастов и профессий. Не редко на уловки злоумышленников попадаются сотрудники  ИТ-компаний или финансовых учреждений.

 

Как злоумышленники убеждают потерпевших переводить на неизвестные счета крупные денежные суммы, оформлять кредиты и т.д?

 

Злоумышленники тщательно продумывают предстоящий разговор, заранее готовят ответы на возможные вопросы со стороны потерпевших и умело манипулируют эмоциями. Позвонив пожилому человеку, мошенник реалистично изображает плачущий голос, кричит, говорит, что получил серьезную травму и не может внятно говорить. Жертва верит, что разговаривает с родственником, и под напором чувств и эмоций, искренне желая помочь, соглашается отдать свои накопления.

 

Другой фактор – информированность преступников. Ведя диалог от лица сотрудника банка, они сообщают действительную информацию о счетах, недавних операциях, оставшихся финансах. Эффект усиливается тем, что собеседник говорит хорошо поставленным, уверенным голосом, плюс, как думает потерпевший, звонок поступает с настоящего номера  банка.

 

Расскажите о нескольких мошенничествах, расследованных за последнее время.

 

Недавно в суд направлено дело жителя Казани. Мужчина в популярном мессенджере познакомился с мошенниками, которые предложили ему работать курьером. Преступники оплатили обвиняемому перелет до Тюмени и аренду квартиры. От них он получал адреса, приехав по которым представлялся водителем сотрудника правоохранительных органов, забирал деньги и переводил на указанные соучастниками счета, оставив себе процент. В Тюмени мужчина находился всего 3 дня, после чего, надеясь уйти от наказания, вернулся в Казань. Ущерб от его действий составил около 500 000 рублей. Сотрудники полиции установили личность и местонахождение подозреваемого и задержали его. В настоящее время устанавливаются личности сообщников.

 

Во втором случае была пресечена незаконная деятельность жителя Тюмени. Мужчина наугад набирал номер телефона и представлялся знакомым потерпевших. В ходе беседы он ссылаясь на возникшие трудности в жизни, просил перевести ему небольшую сумму денег, обязуясь в скором времени вернуть. В общей сложности он сумел получить около 100 000 рублей. В настоящее время расследование завершено, дело направлено в суд для принятия решения по существу.

 

Дайте рекомендации как гражданам действовать, в случае если поступил подозрительный звонок и как в целом обезопасить себя от посягательств мошенников.

 

В первую очередь необходимо проверить полученную информацию. Прервите звонок и позвоните по номеру, указанному на банковской карте. Если вам сообщают о ДТП, также прекратите разговор и свяжитесь с человеком, от чьего имени вам только что позвонили, либо с кем-то из родственников.

 

Помните, что сотрудники правоохранительных органов никогда не предложат вам урегулировать вопрос за деньги, а сотрудники банка не имеют права узнавать у вас конфиденциальные данные банковской карты.

 

Совершая покупки в сети интернет, пользуйтесь только известными, проверенными сайтами и сервисами. На них всегда есть возможность  посмотреть рейтинг продавца, как давно он зарегистрирован и сколько сделок совершил.

 

Как можно реже сообщайте личные данные где бы то ни было. Не редко их просят указать, например, при заполнении анкеты в магазине, либо на различных сайтах. Тщательно подумайте стоит ли это делать.

 

Если стали жертвой мошенников, незамедлительно обращайтесь в органы внутренних дел. 

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Безопасность"

comments powered by HyperComments