По-разному сложилась жизнь эвакуированных детей, но они всегда с благодарностью вспоминают годы жизни в Успенке

Через муки, через испытания

В Успенском музее собрались учащиеся школы, пенсионеры, чтобы вспомнить о ленинградцах, которые прошли через ад блокады, через муки и испытания, но выстояли, выжили наперекор врагу.

Ведущие Ольга Травина и Галина Сайфуллина рассказали, как ленинградцы пережили 900 дней и ночей блокады города. Они напомнили землякам о тяжелых страницах в истории нашей страны.

Фашисты стремились завладеть Ленинградом, чтобы получить доступ к промышленной базе города, закрепиться на Балтийском море, уничтожить флот. С идеологической точки: взять второй по значению город – это ощутимый удар по всей стране. Сдача города означала бы верную гибель для жителей. Немцы не были заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.

Все это понимало наше руководство, поэтому все силы были брошены на оборону Ленинграда. Героизм и отвага советских воинов не позволили немцам овладеть городом.

Фашисты окружили город, лишив его связи с остальной территорией страны, стараясь взять его измором. В городе отключили свет, тепло, водоснабжение. Продукты доставлялись только через Ладожское озеро, называемое "Дорогой жизни", но оно постоянно бомбилось и обстреливалось.

Ленинградцы вынуждены жить и работать под постоянным обстрелом из дальнобойных орудий, под зажигательными и фугасными бомбами. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети. Люди страдали от голода, отсутствия тепла, воды, смерти близких. Но ленинградцы не просто защищали свой город, рыли окопы, вступали в ополчение, но и пытались жить полноценной жизнью. Шатаясь от голода, люди шли на работу. Функционировали заводы, фабрики, работали гражданские учреждения вплоть до ЗАГСа.

С каждым днем жизнь становилась хуже: снижалась норма выдачи хлеба, да и тот на 25% состоял из целлюлозы. Ели столярный клей, варили кожаные ремни, резину и все, что могли взять из природы. Соевое молока считалось деликатесом, его было трудно достать даже для грудников. Воду брали из реки.

Но люди не теряли надежды и воли к жизни. Особенно трудно было детям. На их глазах от голода и холода умирали матери, братья, сестры, соседи. Родители старались отдать детям последние крохи хлеба, который тоже не всегда можно было получить по карточкам из-за его отсутствия.

Детей в первую очередь старались вывезти из города вместе с женщинами, престарелыми и больными.

Бледные – кожа да кости,

Страхом разлуки полны.

Ехали дети не в гости,

В тыл воевавшей страны.

В Тюменской области было организовано 97 детских домов, которые приняли 12 тысяч ленинградских детей.

Галина Сайфуллина познакомила слушателей с книгами под редакцией Ивана Кнапика "Согретые Сибирью", где рассказывается о спасении детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда в Тюменскую область, о доброте и сердечности наших земляков, которые делились с детьми, тем немногим, что у них было.

В Успенке и Зырянке тоже создали детские дома для эвакуированных детей. Об этом говорят памятные доски на зданиях.

Конечно, и здесь: были проблемы с оборудованием, постельным бельем, одеждой, учебными принадлежностями. Но детей окружили теплом и вниманием воспитатели, жители сел, которые делились едой, одеждой. Многие приглашали ребят домой, подкармливали их. Сдружились они и с сельскими ребятами.

Некоторые из них после снятия блокады Ленинграда не вернулись домой, приобретя здесь вторую родину.

Так, сестры Елена Арсентьевна и Маина Арсентьевна Певцовы, приехавшие со своей матерью Агриппиной Петровной, остались жить в Успенке, работали в школе. Позднее к ним присоединилась сестра Александра.

В 1984 году в наше село с Севера приехала семья Городиных – Анатолий Иванович и Любовь Александровна. Анатолий Иванович родился и прожил всю блокаду в Ленинграде. От холода и голода был так истощен, что долго не мог ходить. После прорыва блокады семья выехала в Тазовский. Только в 11 лет он сумел пойти в первый класс. Постепенно поправился, окончил семилетку, экстерном сдал экзамены за десятый класс, выучился на агронома. В Успенке купили дом, Анатолий Иванович работал, участвовал в художественной самодеятельности. Но годы блокады дали о себе знать: он рано ушел из жизни.

В 1963 году переехала в Успенку семья Васильевых – Иван Ильич и Инесса Павловна, которая имела знак "Жителю блокадного Ленинграда". Коренная ленинградка, она окончила там школу, мечтала стать врачом. Помешала война. Отец ушел на фронт, брат – в ополчение. Под бомбежками погибли дед и мать, она осталась с тетей. Все тяготы перенесли они в осажденном городе. Инесса днем работала в госпитале, а ночью дежурила на крыше, спасая дом от фугасов и осколков бомб. Когда сильно заболела, ее вместе с ранеными вывезли в Свердловск. Работала на заводе. Вышла замуж. Семья переехала в Успенку. Она рано ушла из жизни, а вслед за ней и муж – инвалид Великой Отечественной войны.

По-разному сложилась жизнь эвакуированных детей, но они всегда с благодарностью вспоминают годы жизни в Успенке.

Для собравшихся в музее были продемонстрированы две видеозарисовки о блокадных детях.

Ребята очень внимательно слушали, а у взрослых на глазах были слезы. В зале стояла такая тишина, что слышно дыхание. Выходили без слов, молча. Даже мнениями не было сил обмениваться – такое сильное впечатление оставило это мероприятие. Думаю, это надолго останется в памяти ребятишек.

В нашей стране ежегодно отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, день прорыва блокады. Не зря город получил звание города-героя.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Музей"

comments powered by HyperComments