Дети у автобуса на улице Ленинграда перед отъездом в эвакуацию.

"Область ваша богата людской добротой…"

Ленинградские дети, эвакуированные из блокадного города в Тюмень, навсегда сохранили память о душевной теплоте сибиряков.

Эшелоны спешат в Сибирь

В июне 1941-го в крохотной коммунальной квартире по улице Красного текстильщика, что в Смольниковском районе Ленинграда, ютилась семья Стержантовых: отец, мать и четыре дочери – Люда, Таня, Роза и младшая, Галочка, четырех лет от роду. Глава семейства в прошлом был священником, однако с религией порвал и даже вступил в ВКП(б). Работал мастером на кондитерской фабрике, супруга была практикующим врачом-хирургом.

Без особого достатка семья, но – очень дружная, а потому, наверное, счастливая. Жить бы им, как говорится, да поживать, если бы не развязанная Германией война против СССР. Приближение фронта вынудило Советское правительство в срочном порядке решать вопрос об эвакуации в отдаленные районы страны гражданского населения. В первую очередь – детей. Уже 2 июля 1941 года исполкомом Ленинградского Совета депутатов трудящихся было предложено вывезти детей из блокадного Ленинграда.

Первый эшелон с эвакуированными прибыл в Омскую область – на станцию Ишим – с ноября 1941-го. Поезда прибывали и в 1942 году. Всего, по архивным данным, Омская область, с состав которой до августа 1944 года входила территория нынешней Тюменской области, приняла 273 учреждения (в том числе из Москвы, Запорожья, Карело-Финской республики, Ростова). В документе "Размещение детских домов в Омской области", в его втором разделе – "Детдома, эвакуированные в Омскую область" – перечислены 33 интерната и детских дома. Наконец, третий раздел – "Размещение детских домов Омской области" – "Детские учреждения, которые должны приехать дополнительно, будут размещены в следующих пунктах" – названы еще 78 учреждений. В самом конце списка, под N 138, находим информацию о том, что местом предполагаемого расселения ленинградского комбината (всего 400 детей) названо с.Ембаево Тюменского района. Всего на Тюменской земле предполагалось разместить 28 детских учреждений.

В январе 1942-го ембаевские колхозники построили для эвакуированных из прифронтовых территорий детский сад и ясли.

В новой семье

В Ембаевский дом-интернат N 176, позднее детский дом N 93, попала одна из сестер Стержантовых – младшая, Галина. Она проведет здесь четыре года и на всю жизнь запомнила имена и директора, и воспитателей.

Возглавляла коллектив Мария Фоминична Короткова – "очень человечный директор". "Она заботилась о нашем развитии, привезла, например, в хор Льва Исааковича Либермана, для постановки балета – Антонину Савельевну Манион". Воспитанники участвовали в художественной самодеятельности, в разных олимпиадах, проводившихся в Тюмени. Воспитателями работали Екатерина Ивановна Антонова, Елизавета Ивановна Бродникова, Зинаида Ивановна Федорова, Евгения Михайловна Шемонаева, которые к праздникам готовили с детьми концертные программы, разучивали стихи и песни. "Воспитатели были нам мамами, – вспоминает Галина Игнатьевна. – Летом мы купались в озере, я, кстати, хорошо плаваю…"

Она вообще очень любила спорт, особенно гимнастику: делала шпагаты, мостик, стойку, ходила на руках. Училась на 4 и 5. у девочки рано проявились поэтические способности, она писала незамысловатые стихи и песни, которые исполняли со сцены сельского клуба.

"Ждут дороги впереди…"

Помнит Галина Игнатьевна и своих подружек. Так, воспитанница Ембаевского детдома в 1941-1952 гг. Валентина Юсова была направлена в Тобольское спецучилище N 2 на бухгалтерское отделение, по распределению попала в Казахстан, где в ту пору начали активное освоение целинных и залежных земель. Окончив Тюменское ремесленное училище N 1, стали токарями Евгения Глебова, Тамара Ершова, Людмила Крохина, Ирма Планс…

"Друзья, мы стоим у порога,

Колотится сердце в груди.

Дорога, дорога, дорога,

Дорога нас ждет впереди…"

Галина Стержантова читала эти свои стихи на выпускном вечере. Читала не без грусти: не прощание с друзьями и подругами ее тяготило, а невозможность, в отличие от них, осуществить в полной мере свои мечты. Дело в том, что в 1943 году она в результате несчастного случая ослепла на один глаз. Одна из подруг выбрала неудачный момент для игры, подтолкнув сидевшую рядом девочку, которая перочинным ножиком распарывала плохо сделанную вышивку. Сорвавшееся лезвие угодило в глаз Гале. Одна лечилась в главной клинике в Свердловске, куда ее приезжали навестить директор интерната и нечаянная виновница несчастья. Утешали ее, как могли, просили прощения, но… Диагноз врачей – "травмированная катаракта" – закрывал Гале двери даже в ремесленное училище.

"Девочки у меня списывали по алгебре, но в Тобольское училище N 2 поступили они, а не я… – с плохо скрываемой досадой рассказывала она позднее. – По окончании восьмилетки поступила в вечернюю школу. Без очков даже с первой парты не видела, что пишет на доске учитель…"

В 1945-м Галину Стержантову перевели из Ембаевского в Ситниковский детдом. По его окончании она, пережив столько сложных жизненных перипетий, наконец-то обрела свое счастье, выйдя замуж тоже за бывшего детдомовца, только из Нижнего Тагила (у него, как и у Галины, отец тоже погиб на войне). 16 лет они жили в Казахстане, затем 27 – в Кемерово. Галина Стержантова, после замужества ставшая Абзаловой, не чуралась никакой работы: была кладовщицей, почтальоном, сторожем, уборщицей, телятницей, веттехником… К сожалению, супруг рано ушел из жизни, оставив ее с пятью детьми (в 1984-м она была награждена "Медалью материнства" 2-й степени").

В последние годы Галина Абзалова (Стержантова) жила в деревне Хрущевка, неподалеку от Липецка, почти рядышком с домом дочери. "Люблю природу. Справедливость люблю, – писала она в одном из писем журналисту Людмиле Мариковой, готовившей для книги "Согретые Сибирью" очерк о Ситниковском детском доме, находившемся в Омутинском районе. – Люблю тех, кто учится: знание – это сила и богатство человека. Хотя ученым стать всегда успеешь, а вот стать человеком надо спешить, чтобы не было поздно. Вспоминаю Сибирь – леса, леса. Я знаю, что Тюмень стала большим, красивым городом, что область богата всеми ресурсами, в том числе и людской добротой, в чем я убедилась на примере своей жизни. Тюменская область для меня – вторая родина. Села Ембаево и Ситниково – как на ладони, а девочки, с которыми жила, как сестры…"

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "К 75-летию Победы"

comments powered by HyperComments