Чёрная жемчужина русского балета

О необыкновенной силе воздействия балерины Тамары Тумановой на зрителей ходили легенды. Одно упоминание в афишах ее имени притягивало сотни, тысячи зрителей. Каждому хотелось увидеть богиню русского зарубежного балета.

Мне, изучающему биографию легендарной балерины вот уже несколько лет, всегда хотелось познать тайны её чарующего танца.

Полна загадок и личная жизнь балерины.

Родилась Тамара Туманова (это сценический псевдоним, а после 1943 г. фамилия – авт.) на станции Тюмень 2 марта 1919 года в товарном вагоне. Тамарочка, как ее звали всегда, была не только рождена в вагоне, но и крещена здесь всем пассажирским обществом. Она с гордостью будет рассказывать об этом в своих бесчисленных интервью газетчикам со всего мира.

Вокзал Тюмени в начале 20 века

Ее мать из знатных грузинских княжеских родов: по отцовской линии Туманишвили, а по материнской – Чхеидзе. Мать Евгения Дмитриевна Хасидович ехала на поезде из пылающего огнем Гражданской войны Петербурга, куда прибыла из Грузии. Дальше ее путь лежал во Владивосток, где она и должна была встретить законного супруга. Полковник царской армии и инженер Дмитрий Хасидович служил в конце 1918-го – начале 1919 г. в войсках Врангеля. Молодая мама, чтобы спасти от голода новорождённую малышку, обменяла все свои семейные драгоценности на продукты. Несколько колец, брошек, что удалось взять в дорогу при бегстве из Северной столицы, закончились на подъезде к железнодорожному вокзалу уездного города Тюмени. В пути следования Евгении помогали посторонние люди. В этом поезде на восток ехали жёны бывших чиновников, семьи офицеров и других зажиточных лиц бывшей царской России. Тюмень для Тамары Тумановой стала исторической родиной.

Во Владивостоке семья Хасидовичей воссоединилась. Прожив здесь два года, Владимир и Евгения уехали, а точнее, бежали в конце 1921 г. в г. Шанхай от наступающих частей Красной Армии. После эмигранты переехали в Каир, где глава семейства получил работу, а затем по настоянию Евгении Дмитриевны – во Францию.

Париж в январе 1925-го был переполнен эмигрантами из революционной России. Найти жилье для семьи, а тем более подходящую работу Владимиру Хасидовичу долго не удавалось. Евгения Дмитриевна времени даром не теряла, разыскала в Париже Олимпийскую балетную студию в "Плас де Мадлен". Там преподавала балетное искусство знаменитая Ольга Преображенская, прима-балерина Мариинского театра Санкт-Петербурга. Евгения Хасидович была страстной поклонницей балерины. Состоялась судьбоносная встреча юной Тамары с великой Ольгой Преображенской.

Пятилетняя Тамарочка станет посещать балетную студию и одновременно брать уроки игры на фортепиано. Денег у семьи на оплату уроков не было, но Преображенская сама протянула семье руку помощи и оставила девочку в своем балетном классе, разглядев в ней большой талант. Семья Хасидовичей снимала ветхое жилье, питалась только дешевой рыбой и овощами с рынка, но не оставила мечту взрастить великую балерину из своей дочери.

Мир боготворил балерин во все времена и плодил множество сплетен о них. Но только труд и еще раз труд до седьмого пота во имя заветной мечты поможет Тамаре стать лучшей балериной мира.

А 8 июня 1925 г. шестилетняя Тамара Хасидович на гала-концерте великой балерины Анны Павловой в театре "Трокадеро" г. Парижа удивит публику своим артистизмом в столь юном возрасте, и о ней заговорит весь Париж. Без сомнения, это было рождение новой балетной звезды.

Дебют на взрослой сцене оказался настолько удачным для Тамары, что восторженные зрители долго рукоплескали и не отпускали ее со сцены. Такого еще балетный мир еще не знал. В балетной студии Тамара получила театральный псевдоним Туманова. Ольга Преображенская возьмет за основу девичью фамилию матери, и Тамара Туманова станет всемирно известной под именем.

В конце 1929 года семье нужно было сделать непростой выбор для своей дочери: музыка или балет? Выбрали балет, но мир, возможно, потерял талантливую пианистку. Евгения Дмитриевна была для юной балерины костюмером, стилистом, импресарио и телохранителем на долгие годы. В своих многочисленных интервью Тамара Туманова говорит, что мать всегда была рядом: стояла за кулисами, выбирала место на сцене, где дочь будет исполнять свои знаменитые фуэте, пируэты и держать баланс в течение 3-х минут. Мать всегда контролировала не только условия контрактов с дочерью, но и все финансовые вопросы.

В глубоко верующей семье Тумановых все совершалось по воле божьей. Если недруги подсыпали битое стекло в балетные туфельки юной балерины или приводили в негодность пышную многослойную юбку, то Тумановы не закатывали скандалов в студии, не жаловались Ольге Преображенской, а смиренно принимали это испытание, не обращая внимания на зависть человеческую.

А дорога на балетный Олимп у Тамары Тумановой не всегда была усыпана розами. Твердое "нет" на недвусмысленные намеки и предложения со стороны распорядителей гастролей и власть имущих закрывало перед ней подмостки многих театров, ее исключали из гастрольных спектаклей по всему миру. Но она выстояла и не сломилась перед этими обстоятельствами, не пошла на сделку со своей совестью. Твердость характера, несгибаемая воля, бойцовские черты характера Туманова унаследовала от родителей.

Она всегда вспоминала случай из гастрольного тура по Африке в 1950 году. Когда император Эфиопии Хайле Селассие в г. Аддис-Абеба очень хотел, чтобы она станцевала для него "Умирающего лебедя" и в качестве гонорара предлагал большой изумруд, который стоил немалых денег, балерина с гордостью отвергла это предложение, прекрасно осознавая, чем это может для нее закончиться. Ее выступления для семейных пар первых лиц государств Европы, Австралии, Южной Америки всегда проходили благопристойно. Это был небольшой бенефис из балетных миниатюр балерины: "Умирающий лебедь", "Жизель", "Федра" и др. Но ей больше нравились выступления в оперных театрах, где собирались представители всех слоев населения.

У истоков балетной карьеры Тамары Тумановой стояли легендарные преподаватели и хореографы из России: Ольга Преображенская, Джорж Баланчин, Серж Лефарь, Леонид Мясин, Михаил Фокин и Бронислава Нижинская. Каждый из них вносил частичку своей души, делился секретами балетного искусства, собственно посвящал тот или иной спектакль Тамаре Тумановой. Она боготворила и любила каждого из них. Это была умная и способная ученица, балерина от Бога. Ее "Жизель" и "Умирающий лебедь" стали частью ее самой до конца дней, как и вечная классическая музыка.

Необыкновенная красота ее шелковистых черных волос и глубоких миндальных глаз, божественный танец открывали для Тамары все концертные площадки мира. "Черной жемчужине русского зарубежного балета", как окрестили ее театральные критики, с восторгом рукоплескала публика при полных аншлагах в парижской "Опера", королевском оперном театре Великобритании "Ковент-Гарден", итальянском "Ла Скала". С не меньшим успехом проходили ее концертные гастроли в Северной и Южной Америке, Канаде, Австралии, Африке, во многих европейских странах. Она была самой высокооплачиваемой балериной мира своего времени.

В 1966 году у Тамары Тумановой намечались гастроли в Советском Союзе. Американская сторона, которая организовывала гастроли, приготовила для выступления балерины небольшие миниатюры из 20 балетных спектаклей. Также планировалось привезти в Союз большой симфонический оркестр, а это более 80 музыкантов. Но министр культуры Екатерина Фурцева настаивала только на балетах "Лебединое озеро" и "Жизель" и никак не соглашалась на приезд симфонического оркестра. Гастрольный тур в Москву и Тбилиси тогда не состоялся.

Возможно, Тамаре Тумановой отказали из-за ее участия в фильме "Разорванный занавес" Альфреда Хичкока, где она сыграла коварную чехословацкую балерину. Фильм вышел в мировой прокат в 1966 году, у нас его признали антисоветским и запретили к показу. Впрочем, это версия автора этих строк. Как было на самом деле, одному Богу известно.

Тамара Туманова много снималась в американском кино. Большая часть картин – это фильмы-балеты, где она играла балерин с сильным характером, например, Анну Павлову. Были у нее и роли драматического плана. Многие кинокритики Голливуда отмечали талант Тамары Тумановой и называли ее прекрасной актрисой. Взять хотя бы фильм-балет "Приглашение на танец", который получил "Золотого медведя" на 6-м Берлинском кинофестивале в 1956 году. Фильмография Тумановой насчитывает 7 кинокартин, но помимо них она много снималась в эпизодических ролях с балетными миниатюрами из своего репертуара, начиная еще с 1939 года. В США Туманова состоялась как актриса, хореограф, не имея профессионального образования. Она была талантлива во всем, к чему прикасалась.

Родители вырастили и воспитали неординарную дочь. Трудно переоценить роль Евгении Дмитриевны в становлении балерины. Отец Владимир Дмитриевич, участник Русско-Японской войны 1904-1905 гг., Первой мировой войны 1914-1918 гг. и Гражданской войны, полковник царской армии и кавалер Георгиевского креста, был известен как литератор и автор рассказов о Русско-Японской войне. Об этом факте его биографии мне стало известно не так давно. Отец много сделал для воспитания своей любимой дочери, даже учил ее в детстве азам школьного курса математики. Семья для Тамары на протяжении всей жизни была опорой, защитой, надежным тылом.

Замуж Тамара Туманова вышла по любви в 1944 году за американского писателя, режиссера и продюсера Кейси Робинсона. Поженились молодые в греко-русской церкви в Калифорнии. Прожив 10 лет в Лос-Анджелесе, супруги развелись, так и не заведя совместных детей.

Ее любили и боготворили на многих континентах. Жители г. Иоханнесбурга в ЮАР во время ее последнего гастрольного тура пообещали, что посадят на трон императрицей страны, когда власть в стране перейдет в их руки. Зрительские овации и цветы были тем эликсиром, который не только согревал душу великой балерины, но и сохранял ее мистическую ослепительную ауру, продлевая божественное пребывание на земле. Талантом богини русского зарубежного классического балета восхищались Пабло Пикассо, Сергей Прокофьев, Александр Глазунов, Марк Шагал, Хуан Миро, Игорь Стравинский, Джозеф Карнелл… Список этот можно продолжать.

В 1949 году в Париже президент Франции Ориоль Венсан вручил Тамаре Тумановой премию "Гран-при Жизель". Это был триумф балерины и мировое признание её выдающихся способностей. Она была отмечена театральными критиками как одна из лучших балерин Европы – исполнительницы роли Жизели за истекшие 50 лет. Более высоких наград в Европе и в мире для балерин тогда не существовало.

В 1959 году Тамара Туманова получает еще одну награду – "Приз Анны Павловой" за заслуги в создании образа Жизели. На сцене Парижского университета танца сам кумир французской публики и великий хореограф Серж Лифарь вручил балерине этот приз. У Тумановой есть военная награда: Военно-Морские Силы Франции отметили её за особый вклад в искусство, и в частности за исполнение па-де-де из балета "Щелкунчик". Тамара получила премию за развитие балетного искусства от бразильского города Рио-де-Жанейро и медаль за успехи в области балета журнала "Гарвардский адвокат" из США.

29 мая 1996 года Тамары Тумановой не стало. Она умерла в госпитале Санта-Моника в Лос-Анджелесе.

В последние годы своей жизни Тамара Туманова была гражданкой США. Но во всех американских документах ее местом рождения значится: Россия, Сибирь, Тюмень.

Мировая слава балерины Тамары Тумановой – большой подарок и честь для Тюмени. Вот только кто бы это оценил...

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments