Екатерина Володина начала писать стихи в детстве. Сейчас у неё вышло в свет 11 книг

Каждым словом чувствовать реальность

Екатерина Володина начала писать стихи в детстве. Но от первых четверостиший до первой книги прошло 23 года.

Сейчас у Екатерины Володиной вышло в свет 11 книг. В издательстве "Красное знамя" готовится к публикации еще одна. А уж сколько стихов написано в стол и томительно ждут того заветного мгновения, когда их доработают, допишут, а потом определят место на страницах нового поэтического сборника! У Екатерины Володиной "домашних заготовок" наберется не на одну книгу. О том, как рождаются стихи, близки ли они к жизни или витают в романтических облаках, – состоялся наш разговор с тюменской поэтессой.

- Екатерина Владимировна, у вас в роду кто-нибудь писал стихи?

- Культурная, литературная прививка у меня – от бабушки, Екатерины Болеславовны, а ей любовь к литературе передалась от отца. Прадед очень много читал. Во время Первой мировой войны книга спасла ему жизнь. Однажды он оказался в числе тех, кого приговорили к расстрелу. Перед тем как привести приговор в исполнение, его спросили: "Ваша последняя воля?". Достав маленькую книжечку, он начал читать молитвы. Тех, кто должен был его расстрелять, это так впечатлило, что казнь отменили. Потом было четыре года германского плена, побег… Дедушка был 1890 года рождения, прожил долгую,

насыщенную жизнь. С особой теплотой ко мне относился. Можно сказать, что я "сидела на коленях 19-го века". Помню, как часто он говорил нам о том, как важны знания, образование.

Бабушка тоже любила читать, знала наизусть много стихов и сказок. Мы с ней играли в рифмы – эта было одно из самых любимых моих детских развлечений. Тогда, в первом классе, сложились и мои первые смешные строчки, а чуть позже – первое стихотворение из двух четверостиший. Бабушка похвалила, сказала: "Молодец! Пиши!". Для начинающего поэта важно, чтобы рядом был тот, кто его понимает и поддерживает.

С наставниками мне в жизни повезло. Когда переехали в Нижневартовск, в местной газете опубликовали подборку моих стихов. В городской библиотеке я познакомилась с легендарной писательницей Маргаритой Кузьминичной Анисимковой. Много с ней беседовали о творчестве. Мой дальнейший поэтический путь решился с её легкой руки. Она посоветовала поехать в Ханты-Мансийск на семинар молодых литераторов.

Мы полетели вместе, и уже после моего выступления Анисимкова сказала: "Всё, литературное колесо закрутилось. Поехали!". Хотя одно дело писать стихи, другое – выступать с ними. Это практически другой жанр. Читать свои стихи для публики я научилась не сразу. Мне больше нравится общаться с аудиторией.

- На гражданскую, патриотическую тематику писать сложно?

- Для меня гражданская поэзия – это то, что я искренне переживаю. Мне близка фронтовая патриотическая тема. В моем роду много погибших в Великую Отечественную войну, есть те, кто лежит в братских могилах. А когда был жив дед по отцовской линии, он про войну мало что рассказывал. Только потом мы нашли его наградные документы и поняли, какой это был человек. Какой силы духа! На фронт ушел совсем юным, в 19 лет. После ранения потерял глаз, пролежал несколько месяцев в госпитале, вернулся в часть, дошел до Берлина. После войны пришел в родное село, построил дом, женился, у них родились пятеро детей.

И сейчас патриотическая тематика, как никогда, актуальна. Два года, как идёт Специальная военная операция. За это время в стране написано немало стихов, некоторые стали песнями, выпущены поэтические сборники. Фундаментальные прозаические вещи родятся позже. В Союзе писателей России есть те, кто воюет на фронте, есть и погибшие. Сильные произведения об этом времени обязательно появятся. Но не сразу. Авторам требуется время, чтобы все осмыслить, пропустить через себя. В феврале в Государственной Думе состоялось большое фракционное заседание Союза писателей по социальной поддержке писателей. Там были ребята, которые вернулись с СВО. Они – другие, у них другие глаза, другие лица. Такими когда-то были и те, кто приходил из Афганистана, из Чечни. Потом они и о них тоже написали много стихов и песен. Творчество рождает духовное единение.

- Поэзия для вас – хобби, творчество, работа?

- Для меня это нечто первичное, мое естество. Это даже больше, чем ребенок. Ребёнок вырастает, живёт самостоятельно. А твои стихи – всегда с тобой. С этим грузом непросто, но без него не можешь. Спасибо, что родные понимают и помогают. Сейчас у меня растут внуки, они – новый стимул для творчества. Для них сочиняю не только стихи, но и сказки. Возможно, и книга сказок появится.

Когда-то дети вдохновили меня написать книгу стихов о спорте – "Зимние олимпийчики". Во время зимней Олимпиады в Сочи мы проводили много встреч с юными читателями. На одной из них мальчишка спросил меня: "Почему скелетон называется скелетоном?". Стала искать ответ в интернете – и родилась идея написать подборку стихов о спорте. В прошлом году мы сделали такую книгу. Предисловие написал Олимпийский чемпион Денис Спицов, а проиллюстрировала – нейросеть (спасибо за идею, которую подал дизайнер издательства "Красное знамя" Сергей Дерябин). Это был мой первый, очень интересный опыт подготовки иллюстраций в таком формате. Нейросеть работает быстро – вводишь стихотворение и получаешь варианты рисунков. Технически несложно ее научить и писать стихи. Вот только переживать и чувствовать, как человек, нейросеть никогда не сможет.

- Насколько поэзия сейчас отражает жизнь?

- Поэзия отражает жизнь во всём её объеме. Какой бы она ни была. Конечно, люди разные, поэты – разные. Кто-то витает в облаках, кто-то смотрит на мир более приземлённо. Поэзия – зеркало бытия. На мой взгляд, поэт – не тот, кто просто умеет красиво и профессионально складывать рифмы. Поэт – всегда личность. И для того, чтобы стать личностью, надо с достоинством прожить свое время.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Культура"

comments powered by HyperComments