Судьба, ставшая историей

История хранит имена тех, кто бескорыстную заботу о благополучии и красоте своей малой родины считал важнейшим долгом перед Богом и людьми. Благотворительность в купеческой среде России была обязательным делом. На свою деятельность предприниматели смотрели как на миссию, возложенную судьбою: Бог даёт богатство в пользование и потребует отчёта.

Благотворительность как форма помощи имущего неимущему, проявления сострадания к ближнему, возведённая религией в нравственный принцип, являясь настоятельной потребностью души, подтверждает также стабильность и прочность капитала.

Если благотворительная деятельность тюменских купцов-меценатов достаточно изучена, о них написаны книги, то этого не скажешь о деяниях татарских коммерсантов, которых порой пытаются представить безграмотными мужиками. На деле они были столпами, на которых стояла культура и просвещение сибирской провинции.

Много их было. Но остановимся на одной фамилии – Нигматулла Кармышакович Сайдуков (1829-1901), купец I гильдии, меценат. Закончил Ембаевское медресе, которое затем возглавлял с 1870 по 1900 годы.

Русская общественность второй половины XIX – начала XX вв. высоко ценила грамотность, образованность, учёность благодетеля татарского народа. Вот как описывает события тех лет тобольский миссионер Е.Елисеев: "Ямбаевские юрты находятся в 20 верстах от Тюмени. Юрты эти населены потомками выходцев из Бухары. Это небольшой городок с довольно широкими, правильно расположенными улицами, с красивыми домами городской архитектурой, среди которых возвышаются купола минаретов двух мечетей, а также большие здания школ. Что для внутренней России представляет Казань со своими многочисленными медресе – центр просвещения, то для Сибири – Мянджель, т.е Ямбаевские юрты. Многочисленные шакирды этого мусульманского городка не хотят даже называть свою alma mater общепринятым в законе именем, а для большей важности придумали название арабское, научное "мянджель" (сорок учёных богословов – сартов). Здесь имеются школы низшего, среднего и высшего типа, как для мальчиков, так и для девочек, для той и другой школы совершенно отдельные здания и с интернатами, в каждой школе обучаются от 50 до 60 шакирдов в возрасте от 10-30 лет. Здесь они, изучая мудрость ислама, ведут беседы с точки зрения магометанской религии, а по окончании курса эти умудрённые шакирды отправляются в селения по всей Сибири...

...Из Мянджеля посылались муллы в Семиречье, Кривощеково и даже на Сахалин.

Благодетелем и устроителем этих учреждений является очень богатый бухарец Нигматулла Кармышакович Сайдуков. Им выстроена каменная мечеть, колонны, полы и подоконники которой сделаны из мрамора; отопление устроено амосовское, кроме всех принадлежностей в мечети есть и комната для молитвы. Обеспечена мечеть вечным вкладом 16 тысяч рублей, такими же вкладами обеспечены и школы. Сайдуков построил обширную мусульманскую библиотеку на европейский лад. Здание библиотеки каменное, с подразделениями на приёмную, читальный зал и самую библиотеку, с 3-4 шкафами в отдельной комнате за железными дверями".

Согласно устным преданиям (шэжэрэ) и данным фамильной книги, родословная Сайдуковых ведёт своё начало от Эшрэф, 1471 г.р., выходца из Бухары. Его потомком был Мухаммат Шариф, 1539 г.р. Затем Касыйм, 1604 г.р., Сайдук, а следом Кармышак, 1739 г.р. У Кармышака было трое сыновей: Хабибулла, Нигматулла и Рахматулла.

Основателем династии торговцев стал Кармышак Сайдуков, который в молодости служил приказчиком, затем организовал собственное дело. Кармышак скупал шкуры животных, шерсть, баранье сало и возил их на Ирбитскую ярмарку. На юг он вёз железные, скобяные изделия, галантерею. За короткое время он стал одним из богатейших купцов губернии. Разбогатев, расширил торговлю. Его товары перемещались между Сибирью, Китаем, Средней Азией, Нижним Новгородом. Из поднебесной Кармышак привозил кирпичный чай, пряности, из южного Туркестана – ковры, ткани, сушёные фрукты и восточные сладости. В Тюмени находились магазины и склады предпринимателя. "Торговый дом" Сайдуковых имел филиалы в Алма-Ате, Семипалатинске, Павлодаре, Зайсане, Каркалинске, китайской провинции Синьцзян.

Все трое сыновей Кармышака продолжили дело отца, став крупными предпринимателями.

В становлении села велика роль Сайдуковых. Вот фрагмент одного из воспоминаний. Ученый Ахметвали Менгар, живший в Турции, писал: "Во время поездки в 1911 году на Тюменскую ярмарку был в Малчын и видел всё своими глазами: в деревне семь мечетей, несколько школ, в том числе и для девочек. Во время сильного пожара в 1881 году выгорело всё Ембаево. Сайдуковы бесплатно выстроили 170 домов по специальному плану архитектора. Эта планировка сохранена и до настоящего дня: три широкие улицы пересечены тремя широкими переулками на квадраты. В 1912 году селяне решили вернуть долг, но купцы, посоветовавшись, решили направить эти средства в Петроград, где строилась мечеть".

Благотворительная деятельность Нигматуллы Сайдукова не имеет себе равных. Он на свои средства построил 15 мечетей, 50 школ и медресе в татарских селениях Тобольской губернии, и содержал их.

О нём до настоящего времени во многих селениях хранятся письменные и устные рассказы. Он поддерживал многих нуждающихся независимо от веры и национальности. Сотни бедных татар и русских пользовались его покровительством и поддержкой.

Принимал он просителей в специальные приёмные дни. Местные старожилы помнят о многих случаях его щедрости и бескорыстия. "Записался как-то на приём к нему русский крестьянин из села Каменка у которого сгорел дом, - рассказывает Н.Тимергалиева. Он поведал купцу о своём несчастье и попросил денег взамен за лошадь и корову. Сайдуков выслушал его. Расспросил крестьянина о его жизни, а лошадь и корову не взял, сказав, что они пригодятся ему в хозяйстве, а долг он может вернуть тогда, когда встанет на ноги. ... Всякий нуждающийся, к какой бы национальности или вере он ни принадлежал, находил в нём поддержку и никогда не отпускал от себя бедняков, не облегчив их участи...".

Историк-этнограф Фоат Валеев в своей книге "Сибирские татары" пишет: "Нигматулла Сайдуков много времени уделяет совершенствованию школьного образования и развитию культуры среди сибирских татар. По его инициативе в Ембаевском медресе осуществлен переход к новому методу обучения гораздо раньше, чем во многих других мусульманских учебных заведениях страны. Суть этого метода заключалась в том, что преподавание канонов Ислама сочеталось с преподаванием таких предметов, как алгебра, история, геометрия, география, физика, химия, русский язык и др. Преподавателями здесь работали хорошо подготовленные, прогрессивно настроенные выпускники учебных заведений Уфы, Казани, Стамбула, Оренбурга".

К началу XX века ембаевское медресе стало одним из знаменитых учебных заведений Западной Сибири.

В 1884-88 гг. рядом с медресе Нигматулла-хаджи возвел большую мечеть. По своей красоте и системе отопления она уступала только столичной мечети в Петербурге. Вокруг большой мечети был создан ансамбль строений: столовая для учащихся, жилые дома для персонала, гостиница и библиотека. Территория комплекса была благоустроена и превратилась в красивейший уголок села. До сих пор вековые сосны и кедры хранят добрую память о Нигматулле-хаджи.

Огромной заслугой Нигматуллы Сайдукова была его постоянная забота о пополнении библиотеки ценной научной литературой: приобретал книги по философии, медицине и другим наукам. Выписывал периодическую печать из Бейрута, Стамбула, Петербурга, а также газеты "Новое время" и "Официальная иллюстрация". В 1913 году в библиотеке насчитывалось более 2200 томов рукописных и печатных книг, среди которых имелись уникальные издания, представляющие собой исторические памятники. Эти книги были выписаны Сайдуковым на собственные средства из Каира, Константинополя, Мекки, Александрии, а также привезены им из Египта, Сирии, Иерусалима во время путешествий в 1866 и в 1880-81 гг. Например, трехтомная рукописная книга Мухиди Бургани была выписана из Бухары за 700 рублей (журнал "Шура" 1913. № 8. С. 545).

Если Нигматулла-хаджи узнавал о появлении новой книги, готов был её купить, переплачивая в 5-6 раз. Получив книгу, он радовался как ребёнок. Чтобы сохранить коллекцию книг, он решил открыть библиотеку.

Но вихрем пронеслись революционные годы: "Весь мир насилья мы разрушим...". Жизнь рождала новую идеологию.

Судьба этих книг печальна. Вот архивный документ, датированный 1923 годом.

"Фонд 1. Опись 1. Дело 535, л 144. 20 июня 1923 г. Тюменский Губком РКП(б). Агитационно-пропагандистский отдел.

По полученным сведениям в селе Ембаевские Юрты в 12 верстах от Тюмени имеется библиотека в 3000 томов на арабском, персидском и тюрко-татарском языках, которые имеют большую ценность.

Агитационно-пропагандистский отдел ЦК просит выяснить, насколько возможно приобрести эти книги и перевезти в Москву.

Библиотеку организовал в 90-х годах XIX в. богатый бухарский купец и перед смертью завещал таковую религиозной общине этого села в 1898 году. Библиотека хорошо сохранена.

Зам. заведующего Агитационно-пропагандистским отделом ЦК РКП(б) Попов.

Секретарь центра татаро-башкирского Бюро Измайлов".

Судя по этому документу, в 1923 году библиотека была в сохранности и книги находились в доме Нигматуллы-хаджи. Затем выказывается такая версия: в 1928 приехали вооруженные люди и на трёх повозках увезли книги в Тюмень, где их сожгли во дворе военкомата. Но есть сведения, что некоторые книги из этой уникальной библиотеки остались живы и хранятся в архиве Тобольска, часть в Тюмени. Возможно, несколько книг увезли в Москву и Санкт-Петербург. Остаётся лишь надеяться на то, что эти книги, написанные арабской вязью, будут найдены, изученные и исследованы и послужат нам и нашим потомкам.

В 1897 году управляющий Тюменским отделением Н.Н.Сендов даёт характеристику Н.К.Сайдукову, рекомендуя его в члены учётного комитета Тюменского отделения Государственного банка Тобольской губернии. "Нигматулла Сайдуков, тюменский бухарец, пользующийся в крае общим уважением среди единоверцев и русского купечества, знает край хорошо и ведёт торговые дела при значительном капитале. В Тюменском округе много выходцев из Бухары, в настоящее время осевших на земле и носящих название тюменских бухарцев, из них многие имеют в отделении кредит, и Н.Сайдуков для нас положительно необходим, так как никто кроме него не знает так хорошо состояние и дела этих бухарцев. Личность вполне порядочная и известная всем округе по своей честности и добросовестности. В случае его неутверждения я буду поставлен в безвыходное положение относительно оценки векселей и кредитоспособности этих тюменских бухарцев, которых учетный комитет мало знает.

...Все рекомендованные в состав учетного комитета (Н.Д.Машаров, В.Л.Жернаков, А.И. и С.И.Колокольниковы, В.П.Бурков, С.М.Трусов и другие) оправдали оказанное им доверие, многие из них были приглашены в состав комитета на новый срок. В частности – Нигаматулла Сайдуков, который оказался в высшей степени симпатичный и который первоначально уклонялся от участия в учетном комитете отделения, ссылаясь на свою старость и болезненность, но затем, побуждаемый желанием принести посильную помощь, как своим соплеменникам, так и банку, принял приглашение. Участие Сайдукова в учетном комитете отделения является, безусловно, хорошим приобретением".

Нигматулла-хаджи был высокообразованным человеком своего времени. Его отличали патриотизм, щедрость души, высокая нравственность, духовность, благородная внешность, самокритичность, желание постоянно обогащать свои знания.

Он был глубоко верующим человеком. Бывая за границей, был вхож и к турецкому султану и иранскому шаху, получал от них книги в подарок.

Между тем личная жизнь нашего героя была наполнена печалью и трагизмом. По воспоминаниям ныне здравствующих потомков, Нигматулла Кармышакович за свою жизнь похоронил почти всех своих детей (девять человек!). В последний путь его проводила лишь одна-единственная, оставшаяся в живых дочь Шакима.

Надо сказать, что эта постоянная боль от горечи утрат, сопровождавшая всю его жизнь, сохранялась лишь в глубине его души, так как внутренняя сила этого мужественного человека разгоняла застилающие его мрак.

Смерть, наступившая 18 декабря 1901 года, прервала его благотворительную деятельность. По воспоминаниям современников, его похороны привлекли массу народа. Могила Сайдукова до сегодняшнего дня сохранена на Ембаевском кладбище. Это редкий случай, что могилу не уничтожило время.

Таким образом, усердия татарских меценатов Сибири во второй половине XIX – начале ХХ вв. были золотым периодом в истории сибирских татар. Это была эпоха просвещения и высокой просвещённости народа. Как указывает официальная статистика, к концу XIX века среди народов России сибирские татары по уровню грамотности занимали одно из первых мест. И достигнутый уровень просвещённости сибирских татар был результатом упорной борьбы как самого народа, так и его передовых деятелей-меценатов против мракобесия, за право на прогресс.

И одним из ярких звёзд на небосводе той эпохи была звезда Нигматуллы Кармышаковича Сайдукова, чья необыкновенная судьба высвечивает в нас светлые стороны, делая лучше, чище и выше. Уникальный его жизненный путь – открытая книга Сибири и каждая страница этой книги – яркое свидетельство громадного вклада в развитие и процветание сибирского мира.

Имя Нигматуллы-хаджи Сайдукова можно по праву ставить в один ряд с такими именами, как Чукмалдин, Текутьев, Подаруев, Колокольниковы, которые очень много сделали для Тюмени, для развития культуры и образования. Ведь вся жизнь Сайдукова – пример служения и преданности своему народу и Родине. Сегодня многое забыто и утрачено, но нельзя вычеркнуть то, что было сделано бескорыстно и в надежде на благодарность соотечественников. Настала пора увековечить память и Нигматуллы Кармышаковича Сайдукова, а село Ембаево, в развитие которого он вложил немало средств и душевных сил, заслуживает того, чтобы стать частью туристического маршрута по Тюменской области.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Ембаево"

comments powered by HyperComments