ФССП в вопросах и ответах

На вопросы отвечает заместитель руководителя УФССП России по Тюменской области Василий Николаевич Исаченко.

Вопрос: Слышали, что Федеральная служба судебных приставов может контролировать деятельность коллекторов? Расскажите, пожалуйста!

Ответ: с 1 января 2017 года Федеральная служба судебных приставов уполномочена вести государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Государственный реестр размещен на официальном интернет-сайте ФССП России.

Включенные в государственный реестр организации могут заниматься возвратом просроченной задолженности граждан на всей территории Российской Федерации. Контроль за их деятельностью осуществляет Федеральная служба судебных приставов.

Вопрос: Кто может заниматься взысканием долгов по кредитам?

Ответ: возвратом просроченной задолженности по кредиту (займу) без привлечения организаций, включенных в государственный реестр, может заниматься сам кредитор (банк или микрофинансовая организация).

Однако все лица, занимающиеся данным видом деятельности, обязаны соблюдать требования по возврату просроченной задолженности, установленные Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ.

Вопрос: Расскажите о правилах работы коллекторов по отношению к должнику!

Ответ: законом установлено предельное количество взаимодействий с должником:

- путем телефонных переговоров: не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц;

- путем направления сообщений: не более 2 раз в сутки, 4 раз в неделю и 16 раз в месяц;

- встречаться лично: не более 1 раза в неделю.

Взаимодействие с должниками должно осуществляться с 8.00 до 22.00 в будние дни и с 9.00 до 20.00 в выходные и нерабочие праздничные дни.

Законом запрещено угрожать должникам, вводить их в заблуждение и применять физическое или психологическое воздействие.

Также Закон защищает права третьих лиц (члены семьи должника, родственники, соседи и любые другие физические лица). 

Таким образом, нарушение может быть выражено в превышении частоты телефонных звонков или визитов по адресу проживания должника. Или вот, например, законом установлено, что в каждом случае непосредственного взаимодействия с должником, ему должны быть сообщены фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществляющее такое взаимодействие. Также сообщается наименование организации кредитора, а также фамилия, имя, отчество лица, которое представляет эту организацию. На практике мы встречаемся повсеместно с нарушением этого правила со стороны организаций, занимающихся взысканием просроченной задолженности.

Вопрос: Как поступить человеку, которому поступают навязчивые звонки, смс о возврате долга? Можно ли жаловаться самому должнику?

Ответ: обращаться с жалобой на неправомерные действия лиц, занимающихся взысканием просроченной задолженности вправе как сам должник, так и иные лица, с которыми происходит взаимодействие. При этом должник вправе заявить отказ от взаимодействия или определить представителя, с кем будет осуществляться взаимодействие, при этом представителем может выступать только адвокат. Сам должник может это сделать только в письменной форме и на определенном бланке, который утвержден Федеральной службой судебных приставов и не ранее, чем через 4 месяца с даты возникновения просроченной задолженности. Направить отказ от взаимодействия должнику необходимо заказным письмом с уведомлением о вручении или через нотариуса, или вручить лично под расписку кредитору.

Вопрос: А бывают ли такие случаи, когда коллекторы звонят родственникам или друзьям по долгам других лиц? Что нужно делать в таких случаях?

Ответ: такие случаи у нас не редкость. В таких случаях лицо, права которого нарушаются, также может обратиться с жалобой. Хочу особенно отметить, что законом предусмотрено право лица, не являющегося должником, заявить отказ от взаимодействия в любой форме — как устно, так и письменно. То есть, если звонят человеку, не являющемуся должником и спрашивают, знает ли он кого-то, называют знакомых или друзей, просят что-то передать, какую-то информацию, можно отказаться от такого взаимодействия и сразу же сказать: "Я не хочу с вами разговаривать, не звоните мне больше, я не желаю с вами взаимодействовать". Если после этого разговора звонки все равно будут поступать от этой же организации по этим же вопросам, это нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность. Запись разговора будет являться основным доказательством нарушения.

Вопрос: Какие меры Вы принимаете в отношении нарушителей закона?

Ответ: в отношении нарушителей предусмотрена административная ответственность. Уполномоченные лица ФССП России составляют протоколы об административных правонарушениях и направляют в суды для рассмотрения. Суды рассматривают дела, в случае, если вина нарушителя будет доказана в суде, на виновное лицо налагается штраф, санкции разные. А если взысканием просроченной задолженности занимаются неуполномоченные лица — штраф на виновное лицо может быть назначен в размере до 2 миллионов рублей.

Вопрос: Какие документы должны быть вам предоставлены для проведения проверки?

Ответ: Все достаточно индивидуально. Если беспокоят звонками и смс — то доказательствами этого станут скриншоты смс и аудиозаписи переговоров. Поэтому, если вам начали звонить коллекторы или иные лица, занимающиеся возвратом долгов, мы рекомендуем устанавливать на телефон специальные программки, которые будут записывать все ваши разговоры по телефону. Потом эти записи вы предоставите нам в качестве подтверждения и доказательства и у нарушителя уже будет меньше шансов уйти от ответственности. Если коллекторы используют в своей работе такие методы, как письменные уведомления в почтовый ящик, то доказательством этого будет само письмо, причем имеет очень важное значение, в каком виде вам пришло это письмо. В целях неразглашения персональных данных письмо должно быть запечатано в конверте и адресовано должнику. Если письмо открытое, не запечатано в конверт, просто брошено в почтовый ящик, а хуже того иногда бывает, что оно вообще валяется где-то на полу в подъезде, или торчит из двери, это уже нарушение прав гражданина по разглашению его персональных данных и нарушение со стороны лица, которое эти сведения распространило. То есть в зависимости от ситуации в каждом случае набор, так сказать, доказательств и документов будет разный.

Вопрос: Когда доказательства собраны, куда нужно обращаться?

Ответ: Обращаться нужно в Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, в отдел ведения государственного реестра и контроля за юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности. Управление находится в г. Тюмени по адресу ул. Одесская, 48а, корпус 2, 705 кабинет. Иногородние жители могут обращаться в отделы судебных приставов по месту жительства к начальникам отделов — старшим судебным приставам, те опросят, соберут весь материал и направят нам в Управление.

comments powered by HyperComments