Звёзды показывают класс

В течение двух дней в Боровской ДШИ «Фантазия» продолжались испытания для преподавателей школ искусств «столичного» в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Педагогический калейдоскоп – 2019».

Это был самый настоящий парад звезд, в своем мастерстве состязались лучшие творческие силы района – профессионалы.

Побывав в эти дни в стенах ДШИ "Фантазия", можно было стать свидетелем таинства уроков, которые обычно ведут преподаватели школ искусств со своими воспитанниками без посторонних глаз. Убедиться, какая это подчас кропотливая работа, напряженная, основанная на взаимном доверии и уважении личности ребенка, но обязательно побуждающая юного человека сделать еще один шаг вперед, подняться над собой и становиться духовно богаче. Работы педагогов в номинации "Изобразительное искусство" и "Декоративно-прикладное искусство" были представлены на выставках, оформленных самими участниками конкурса при поддержке боровских коллег. Разнообразие техник, творческих почерков и стилей вызывало несомненный интерес зрителей и одобрительные оценки членов жюри.

Усилиями коллектива ДШИ "Фантазия" во главе с директором Ириной Кондратенко для участников конкурса и членов жюри была создана самая благоприятная атмосфера. В организации мероприятия им помогли коллеги из Каскары. Кстати, Ирина Кондратенко была участницей конкурса как преподаватель хореографических дисциплин. Именно для нее жюри сделало исключение и разрешило пройти два этапа состязаний во второй конкурсный день в связи с поездкой Ирины Александровны в Москву для участия во встрече председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с сельской интеллигенцией.

Жюри конкурса возглавила директор регионального УМЦ развития системы дополнительного образования детей в сфере искусств в Тюменской области Ольга Чувашова. В его составе известные деятели культуры региона, педагоги Тюменского института культуры и колледжа искусств. Им предстояла очень непростая работа – в острой конкуренции профессионалов выбрать сильнейших.

Первая половина 16 февраля включала в себя презентацию творческой биографии участников конкурса и анализ членами жюри их портфолио и учебно-методических материалов. Оказывается, рассказать о себе, о том, что и как ты пытаешься донести до детей, как это удается, какими принципами ты руководствуешься в жизни и работе, совсем не простая задача. В рамках конкурса сделать это нужно ярко и артистично, стараясь уйти от собственных комплексов и стеснения.

Вторую половину субботы составили прослушивания участников конкурса в номинациях "Лучший концертмейстер" и "Преподаватель-исполнитель". Для человека, не сведущего в тонкостях организации подобных мероприятий, эту часть дня вполне можно было бы назвать большим концертом, в котором около сорока номеров и куда больше исполнителей.

Поставив для себя планку посмотреть с десяток выступлений, автор этих строк уже не смог лишить себя удовольствия и насладиться мастерством педагогов-артистов, их захватывающей программой, в которой заявили свое участие все школы искусств Тюменского района.

Занятия в ДШИ невозможно представить без концертмейстера. Без их помощи не воспитать инструменталистов, вокалистов и танцоров. А много ли мы знаем о той роли, которую эти люди играют в работе других педагогов и в освоении учебных программ воспитанниками? Казалось бы, аккомпаниаторы всегда в тени. Но ваше мнение обязательно поменяется, если вы посмотрите, например, выступление вокального ансамбля "Талисман" под аккомпанемент Евгения Схабицкого из ДШИ "Фантазия". Концертмейстер выстроил тонкое взаимодействие с исполнителями, не доминируя, но тонко соответствуя музыкальному таланту и мастерству звёзд ансамбля и ненавязчиво дирижируя исполнением. Безусловно заслуживающим высоких баллов жюри я бы назвала совместное творчество концертмейстера Ларисы Гумировой (аккордеон) с педагогом-исполнителем в номинации "Хореография" Полиной Катаевой из Богандинской школы искусств "Вдохновение", "москвичей" – концертмейстера Василия Кузнецова с инструменталистом Игорем Садиковым (балайка), Валерия Тенсина и Ксении Седельниковой из Боровской "Фантазии".

Уникальным было выступление аккомпаниатора Алены Василькович из Онохино. Она "провела" 20-минутный урок классической хореографии для 8 воспитанниц своей школы, причем без педагога–хореографа. Руководством девочек к действию была лишь музыка концертмейстера.

Программу исполнительского мастерства составили произведения классического, эстрадного и народного жанров. Есть в "столичном" и яркие представители академического вокала. Полина Ражева из Московской ДШИ "Палитра" исполнила арию Земфиры из оперы С.Рахманинова "Алеко". Педагог блеснула также мастерством исполнения русских романсов.

Зал высоко оценил фортепианное мастерство Кристины Кандалинцевой из Московской ДШИ и Ангелины Бойченко из Каскары, виртуозную игру на гармони боровчанина Валерия Тенсина, не менее виртуозное исполнение музыки Чайковского и русской народной песни "Светит месяц" на домре Эльзы Халидуллиной из Каскаринской ДШИ "Ритм". Порадовали и гитаристы Ксения Бобкова из Онохино и Елена Усова из Боровской "Фантазии"

Ещё одна талантливейшая представительница Каскары Ильнара Рамазанова, участвующая в "Педагогическом калейдоскопе" как преподаватель ДШИ и как педагог дополнительного образования. Если бы Ильнара Халитовна выступала не в рамках конкурса, а концерта, пришлось бы ей без конца выходить на поклоны и исполнять песни на бис. В ансамбле с дочерью она продемонстрировала искусство старинного песнопения и мастерство частушечницы, а затем, исполнив два произведения соло, и высокий уровень эстрадного вокала. Сколько доброй энергии в этом педагоге, любви к народному творчеству, музыке и детям! Настоящее сокровище на ниве культуры "столичного". Так о ней отзывались коллеги в зале и кулуарах конкурса.

Замечательный мастер-исполнитель русских народных песен Ксения Седельникова из Боровской "Фантазии". Оттуда же знаток танцев народов России Анна Малинина. Ей же принадлежит и рекорд смены сценических костюмов, только в одном из конкурсных номеров она переоделась трижды. Ещё один педагог-хореограф этой школы исполнила русский народный и азербайджанский танец – Алена Кныш.

Представить всех звездных исполнителей-конкурсантов в одной публикации просто невозможно. Неинтересных выступлений не было вообще. Особо насыщенной оказалась конкуренция среди представителей эстрадного вокала. И тут, невзирая на регламент работы жюри и требования в адрес зрителей и болельщиков соблюдать тишину в зале, остановить шквал аплодисментов и прочих проявлений восторгов от увиденного и услышанного было просто невозможно. "Грешили" несдержанностью и члены судейской бригады.

Просто иначе и не могло быть. Не могли не тронуть лиричность, проникновенность и драматизм педагога Винзилинской ДШИ "Мечта" Ольгой Тельновой. А за Сергеем Стецкевичем из Каскары зал так просто подпевал. Ещё одна восходящая звезда "столичной" эстрады Владилена Разгон и Онохинской школы искусств, которая покоряет красотой и силой голоса, исполнительской культурой и хорошим уровнем владения английским языком.

Уже знакомые по участию в многочисленных торжественных мероприятиях и концертных программах на сценах "столичного" Мударис Ахтямов из Винзилинской ДШИ "Мечта", выступивший соло и в составе трио с преподавателями ДШИ и звёздами винзилинской эстрады Мариной Прокопьевой и Светланой Харитоновой. Кстати, Светлана Харитонова – единственная на конкурсе выступила в номинации "Театральное искусство", прочитав стихи Б.Ахмадуллиной и Н.Заболоцкого.

Удивительной яркости и филигранности талант у вокалистки и педагога Боровской ДШИ Натальи Бардановой. Она покоряет голосом, богатой тембровой окраской, необыкновенной артистичностью и яркой внешностью. Несмотря на то, что у педагога совсем маленькая дочка, она в прекрасной физической форме. Нашла преподаватель-исполнитель и время для полноценной репетиции перед началом конкурсной программы. А во время исполнения знаменитой "Дорогой длинною" и песни из репертуара Лары Фабиан она передала тончайшие оттенки смысла и настроения, и это было не копирование уже известных исполнителей, а оригинальное, собственное, продуманное и прочувствованное именно Натальей Бардановой.

Воскресенье, 17 февраля, заставило поволноваться шестерых педагогов, выступивших в номинации "Преподаватель школы искусств": педагога хореографии Ирину Кондратенко из Боровской "Фантазии", преподавателя фортепиано Екатерину Пушкареву из Онохино, преподавателя народных инструментов Наталью Брызгунову из п.Московский и трех педагогов изобразительного искусства Станислава Бушуева из Каскары, Наталью Милованкину из Винзилей и Анастасию Кликушину из п.Богандинский.

Ирина Кондратенко на уроке с 15 своими воспитанниками показала процесс подготовки концертного номера "Русский краковяк", танца, насыщенного сложными элементами. Их оттачивание, переход к этюдам, а потом и полноформатному исполнению оказался впечатляющим зрелищем для зрителей и членов жюри. Важная составляющая творческой лаборатории педагога – высокий уровень взаимодействия с концертмейстером, доверительные отношения с воспитанниками и четкое моделирование всех этапов урока. Ирина Александровна признается, быть успешным педагогом и руководителем ей помогают педагогическое образование, ставшее для нее первым, и методическая подготовка, которую она получила в Тюменском государственном университете. Любовь к танцу побудила ее продолжить образование в институте культуры. Кстати, к заслугам педагога следует отнести и тот факт, что будущие ее выпускники регулярно получают приглашения работать в профессиональных ансамблях и продолжать учебу в вузах и колледжах искусства. Для многих, чьим родителям затруднительно оплачивать учебу детей, это хороший выход из положения.

Высокий уровень преподавательского мастерства продемонстрировала на конкурсе и Наталья Брызгунова из Московской школы искусств. Её урок по классу гитары был увлекательным и содержательным одновременно как для ее ученика Кирилла, так и для всех сидящих в зале. Педагог – тонкий знаток детской души и своего предмета, способный добиваться высоких результатов.

Первого марта станет известно имя и лучшего преподавателя изобразительного искусства. Чтобы развить художественный талант ребенка, нужно по-особому видеть мир, находить в его цветовой палитре нужные оттенки, а еще – слова, любить природу и людей, это, согласитесь, сродни волшебству.

Конкурс показал, что волшебной силой искусства педагоги столичных ДШИ совсем не обделены и готовы делиться ей со своими юными земляками.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Боровский"

comments powered by HyperComments