"Работа с людьми – очень сложное дело"

Несколько дней назад в Сети прошла информация, что бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман начал вести приемы граждан. Учитывая, что аппарат полпреда курирует систему приемных Главы государства в Уральском федеральном округе, корреспондент «Панорама УрФО» попросил комментарий у Бориса Кириллова, заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерациив Уральском федеральном округе.

Начали разговор с прописных истин:

- В целом, любая общественная организация, политическая партия в пределах компетенции, которая не противоречит действующему законодательству, вправе организовать взаимодействие с гражданами, в том числе и в форме их приема. Очень эффективно эту работу проводят Общероссийский Народный Фронт, система Общественных палат, общественные советы при правоохранительных органах. Есть общественные объединения, которые оказывают помощь в решении правовых вопросов, бизнеса, образования. Есть, в конце концов, профсоюзы, главная задача которых – защита трудовых прав граждан, - рассказал Борис Кириллов. - Главная задача этих институтов – общественный контроль, образно говоря, не давать представителям власти забывать об исполнении своих прямых обязанностей перед гражданами. И это, поверьте, работает.

- Но что работает, на ваш взгляд, наиболее эффективно?

- Задачи решаются органами власти всех уровней. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" очень четко трактует полномочия и компетенции органов власти, задействованных в этой работе. Для примера – зайдите на сайт полпреда Президента в Уральском округе uralfo.gov.ru в раздел "обращения граждан". Вы увидите, что каждые два дня в Приемной Главы государства в Екатеринбурга проводятся приемы первыми лицами – губернаторами, заместителем Генерального прокурора, заместителями полномочного представителя Президента, руководителями территориальных подразделений федеральных структур. Особенно важно, что рассматривают обращения граждан должностные лица, обладающие определенным набором полномочий. В законе приводится такое определение: "должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления".Почему это важно?Да потому, что именно конкретный объем полномочий позволяет принимающему оказать заявителю, гражданину, обратившемуся за помощью, реальную помощь. Еще раз подчеркну, речь идет не о статусе как таковом, а о легитимном наборе инструментов.

- Поясните на конкретном примере для наших читателей. Например, общественной приемной Евгения Ройзмана?

- Хорошо. Может ли руководитель общественной организации принимать на себя компетенцию органов управления? Нет, это противоречит конституционным нормам любого современного государства. Но не только! Соблазн пообещать людям немедленное решение их проблем – это, как минимум, лукавство. В случае, о котором говорите вы, бывший мэр Екатеринбурга, как он сам рассказал, "решается многое за счет личных контактов и многолетних наработок". Контактов с органами власти и управления? Но они не могут и не должны решать вопросы по телефонному звонку, что называется по блату. Более того, если это происходит – должна вмешаться прокуратура. Контактов с руководителями социальных служб, учреждений здравоохранения? Может быть, но, представьте: два приятеля договорились по телефону, что в одной из больниц, скажем, заявительницу примут вне очереди. Хорошо, а где гарантия, что примут, а где гарантия, что на условиях, которые ей подходят? И таких вопросов масса…

- Да, но ведь есть вопросы которые действительно, можно решить "по звонку"… Просто у кого то есть номер телефона, скажем так, "важного чиновника", а у кого то нет….Можно позвонить, попросить… и, может быть, получится? И все в рамках закона.

- Поймите, нельзя работать по формуле "обещать – не значит жениться". Ни в коем случае нельзя давать людям неподкрепленные возможностями обещания. На кону, может быть, жизнь или здоровье! Нельзя с этим шутить. В России действует легитимная и последовательная система формирования органов власти и управления. Для продвижения во власть талантливой молодежи есть и дополнительные инструменты – кадровые конкурсы, начиная с конкурса "Будущие лидеры России". Каждый гражданин нашей страны имеет право и возможность, помимо особо оговоренных в законе случаев, прийти во власть. А придя в нее, он получает в первую очередь ответственность перед людьми, которые его, образно говоря, нанимают на работу, ибо именно граждане платят налоги, часть которых расходуется на содержание системы органов власти всех уровней.Поверьте, я говорю не как чиновник с большим опытом приемов граждан. Я говорю как человек, который видел слезы в глазах пришедших с последней надеждой, видел слезы радости, что эта надежда оправдалась. Был случай, когда мы помогли отправить тяжелобольного ребенка на лечение. Ему сделали операцию. А потом что-то пошло не так и мальчика не смогли спасти. И я видел глаза мамы этого ребенка…Поэтому считаю, что работа с людьми, решение их бед и проблем – это очень сложное дело. Тут звонками и связями не обойдешься. Тут нужна ответственность. Та, о которой говорит Федеральный Закон.

Похоже, Свердловская области наступает на те же грабли. Если закрывать глаза на работу псевдообщественников, можно повторить опыт шестилетней давности, когда не приспособленный к ответственности мэр затормозил на годы развитие города, а развитие общественных институтов - на десятилетия.Вопрос, кому нужно раскачивать лодку общественной жизни Уральского округа - остается открытым.

comments powered by HyperComments