Бухарская… Татаро-Бухарская… Кожевенная...

…Осенью 1596 года в Тюмень – тогда ещё небольшую деревянную крепость – прибыл торговый караван купцов из Бухары.

Строго говоря, торговля с посланцами Средней Азии велась много раньше: эти связи прослеживаются ещё с XIII-XIV веков. Однако этим отношениям мешали военные действия, которые велись при покорении Сибирского ханства. Лишь когда с татарами установился мир, а также исчезла угроза со стороны воинствующих степных кочевников, стало возможным возобновить традиционную торговлю.

Тюменский воевода князь Григорий Долгорукий сообщил царю Фёдору Ивановичу о прибытии бухарских купцов, после чего получил грамоту, предписывавшую "никаких таможенных пошлин" с купцов не брать. И чтоб "береженье к ним и ласку держали великую, и обиды бы и насильства никакого не было. Чтоб им и впредь повадно было со всякими товарами приезжать. А торговати бы им велели за городом в посаде или за посадом, где будет пригоже…"

Для Бухары это время было периодом расцвета, на множестве городских базаров можно было купить любой товар. Бухарские торговые караваны привозили в Тюмень бумажные и шёлковые ткани (китайку, камку, бязь), кафтаны, шубы, кушаки, шкуры леопардов и тигров, чай, пряности, изюм, урюк, орехи, даже свежие арбузы, ногайцы поставляли лошадей.

Сохранилась жалоба, адресованная начальнику тюменской таможни воеводе Осипу Тухачевскому, датированная концом XVII века. В ней говорится, что "арбусы сии круглобокие есть, с чёрными полосами по всей хребтине, вельми редки и сладостны на скус. Свозят на Тюмень оные плоды бухарцы и астраханские татаре. Они наровят товар сей для собственной выгоды сбыть людишкам-хитроватым, купцам да монахам. Деньгу за арбусный сбор по алтыну с пуда платить не хочут".

Воевода не замедлил принять меры, приказав увеличить таможенный сбор ещё на копейку с пуда: того кто уклонялся от уплаты, повелел бить батогами и конфисковать товар; при повторной поимке уклоняющимся от оплаты пошлины рвали ноздри.

А что же азиатские купцы вывозили из Сибири? Холсты, воск, рыбу, меха, металлические изделия, галантерею, продукты пчеловодства и т.д. Всё это постепенно включало край в формирующийся всероссийский рынок, делая Сибирь неотъемлемой частью государства.

Столица пристально следила за развитием этих отношений. В вышеупомянутой грамоте говорилось: "А как торговые люди бухарцы из Бухар приедут и из которого города, и кто именем, и сколько лошадей с ними, каких товаров… и о каких делах учнут вам говорить, и вы б о том и нам к Москве отписывали в четь (учреждение, ведавшее финансами. – В.П.) к дияку нашему… чтоб нам про то было ведомо…"

Обращалось внимание и на безопасность: "Над бухарцы и над ногайцы велели смотреть и берегли накрепко, чтоб бухарцы и ногайцы в городе никаких крепостей и людей не рассматривали и не лазучили, и с русскими людьми и с татары, опричь торговли, никоторых разговорных речей не говорили, и нужи б они сибирские никоторые не ведали…"

Предосторожность эта была совсем нелишней. К примеру, в 1607 году на Тюменский уезд совершили разбойничий набег отряды под руководством сыновей и внуков бывшего хана Кучума, а в 1608-м в Тюменском уезде поселения русских и татар разорили ногайцы.

Связи с Востоком стали развиваться столь успешно, что приезжие купцы стали оседать на постоянное место жительства. Так в 1609 году на низком левом берегу Туры, напротив посада, образовалась Бухарская слобода.

…Так кто же они всё-таки – сибирские бухарцы? В "Большой Тюменской энциклопедии" читаем: это особая этносоциальная категория сибирского населения, объединяющая переселенцев из Средней Азии. Название является собирательным, объединившим узбеков, таджиков, киргизов, туркмен, казахов, уйгуров, персов, афганцев (в т.ч. жителей Бухары, Ташкента, Самарканда, Ургенча, Коканда, Хивы), принявших российское подданство и переселившихся на постоянное жительство в Сибирь… Доминирующий язык – узбекский, исповедуемая религия – мусульманство.

В ходе переписи населения татары и бухарцы до какого-то времени указывались отдельно, но при советской власти всех стали называть татарами. До какого времени? Местные краеведы к единому мнению не пришли: так, Вера Кубочкина считает, что это было до 1917 года, Александр Иваненко – что до 1930-х.

По данным 1912 г., основную часть населения Ембаево составляли бухарцы – 1295 человек, и только 49 татар жило здесь.

Почётный член Тюменского историко-родословного общества Е.М.Губайдуллина, уроженка с.Ембаево, о своём бухарском происхождения узнала, читая ревизские сказки. "Эта весть меня, считавшей себя татаркой, до такой степени взволновала, что в тот день я не в состоянии была что-либо другое воспринять. Далее последовал захватывающий поиск по нисходящей… Микроистория моего рода, оставившего свой след в развитии экономики, духовной жизни региона, постепенно вплеталась в историю Сибири, историю страны. Самой трагической вехой явилась полоса, когда ветры революционных событий разметали по всему свету (Китай, Казахстан, Бухара, Киргизия, Алтайский край) ветви моего рода.

А оставшиеся на родной земле во имя сохранения жизни вынуждены были молчать о своём происхождении, о том, что они родом из трудолюбивых, состоятельных семей бухарцев. Хотя своим "корнепознанием" я и преодолела историческую амнезию, вернув себе и своим родственникам своих предков, всё же невыясненным пока остаётся вопрос: из каких мест пришли мои изначальные предки на выжженное иноземцами левобережье реки Туры близ Тюмени (Чимги-Туры). Предположительно это произошло в конце XVI-XVII веков. А сегодня я могу написать, как водилось в стародавние времена, что я – Хачиля Матысовна-Мухаметриза кызы…"

… После того, как в 1609 году к бухарцам переселили несколько татарских семей, живших ранее под стенами Тюмени, на руинах Чимги-Туры, слобода стала называться Татаро-Бухарской. Со временем она стала расширяться: если к началу XVIII века здесь насчитывалось всего полсотни дворов, то немногим позднее слободе стало тесно в прежних границах. Образовывались и другие поселения, которые называли юртами. Наиболее значительными из них были Ембаевские, Тураевские, Казаровские, ряд других.

Помимо торговли бухарцы занимались ремёслами и даже земледелием. В XVII-XVIII веках некоторые из них выступали посредниками в торговле с Китаем и даже выполняли поручения дипломатического характера.

Долгое время существовало устойчивое предубеждение относительно неграмотности сибирских мусульман. Хотя следы грамотности у здешних тюрко-язычных народов прослеживаются ещё с доисламского периода и, конечно, важной вехой в духовном развитии населения Западной Сибири стал XV век, в конце которого вместе с исламом татары приняли арабскую письменность. Обучение, как правило, осуществлялась при мечетях, где были созданы начальные школы – мектебе, средние и высшие – медресе. О том, сколько же всего их было, можно судить по количеству мечетей, а мечетей в 1860 г. насчитывалось в Тобольской губернии 149.

Одним из известных не только в Сибири, но и в России слыло Ембаевское медресе, которое в 1841 г. открыли купцы-бухарцы. До 1871 г. оно содержалось купцом Габдельниязовым, в 1872-1917 гг. – семьями купцов и меценатов Сайдуковых, тоже бухарцев. Благодаря стараниям последних значительно укрепилась материальная база. Кроме учебных помещений были построены дома для преподавателей, гостиница, баня, столовая и библиотека, книжный фонд которой насчитывал 2200 рукописных и печатных изданий: они выписывались из Бухары, Сирии, Египта, Иерусалима. Учащиеся – в 1910 году их начитывалась около 300 человек – бесплатно обеспечивались единой формой одежды и питанием.

Преподавателями были выпускники Казанского и Стамбульского университетов. Преподавание богословских наук сочеталось с обучением таким дисциплинам, как физика, математика, история, география, русский и иностранный языки.

К первой трети XVII века под Тюменью сформировалось ещё одно поселение – ниже Татаро-Бухарской слободы, тоже на левом берегу Туры: т.н. Кожевенная слобода, где расположились кожевенные заводы, благо сырья для них имелось в избытке. А.Н.Радищев, возвращаясь из ссылки, писал в своём дневнике 27 апреля 1797 г.: "На сей стороне города всё кожевни, и их очень много. Юфти (сорт кожи. – В.П.) дешевле всей Сибири".

До революции здесь насчитывалось около 70 кожевен, размещались они в избах и сараях, где трудились целыми семьями. Но были и фабрики с наёмными работниками, владельцами которых были богатые промышленники.

Со временем Татаро-Бухарская и Кожевенная слободы объединились, и вся эта территория стала называться Заречьем, или просто Зарекой.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments