Пройдя войну, погиб не на войне

В нынешнем году нашему земляку, уроженцу д.Гусельниково Кулаковского сельсовета В.Ф.Щербакову, погибшему в 1956 году при исполнении служебного долга, исполнилось бы 100 лет.

Улица Щербакова, одна из самых протяжённых в областном центре, оказывается, названа так не в честь советского государственного и партийного деятеля, секретаря ЦК ВКП(б), начальника Главного политуправления Красной Армии и т.д., в чём долгое время был убеждён автор этих строк. Некоренному тюменцу подобное заблуждение, пожалуй, простительно. Другое дело, что большинства из опрошенных, проживающих на этой самой улице, в совершеннейшем неведении относительно того, кто такой Щербаков и чем он знаменит.

Пройдя всю войну едва ли не с первого дня, он погиб не на войне. Погиб в мирное время, исполняя свой служебный долг, исполняя решительно и самоотверженно, нисколько не задумываясь о грозящей опасности. Погиб спасая людей, попавших в беду. Поступок его не был безрассудочным и самонадеянным. Щербаков вполне отдавал себе отчёт в том, что он рискует. Однако в полной мере оценить степень риска, видимо, не сумел...

Родился Фёдор Щербаков в 1915 году в крохотной деревушке Гусельниково, которой уже давно нет на карте (её поглотило расширявшееся Кулаково) в бедной крестьянской семье. Как и все представители его поколения, он рано познал сельский труд. Трудился в колхозе, а по достижении совершеннолетия был призван в ряды РККА.

Когда началась война, 26-летний красноармеец едва ли не с первых её дней взял в руки оружие, чтобы защищать Родину. Особенно тяжело ему довелось на Севере, на Карельском фронте, в составе 368-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора В.К.Сопенко. Кстати командующим 14-й армией, куда входила дивизия, был однофамилец нашего земляка – генерал-лейтенант В.И.Щербаков.

Оборонительные бои в Советском Заполярье велись в крайне тяжёлых климатических условиях – в сильнейшие морозы, в темноте полярных ночей, при сильных штормовых – ветрах... Но, несмотря на это, советские войска сумели сковать действия войск противника, в результате чего для страны были сохранены Кольский полуостров с его большим запасом полезных ископаемых, а также крупный промышленный центр Советского Заполярья и незамерзающий порт Мурманск.

Наступление красноармейцев в июне 1944 г. в районе Карельского перешейка и Южной Карелии привело к выходу из войны гитлеровского союзника – Финляндии, после чего положение немецко-фашистских войск в Заполярье резко ухудшилось. Перешедшие 7 октября 1944 г. в наступление советские войска освободили от гитлеровских оккупантов район Петсамо – этой операцией, по существу, закончилась оборона Советского Заполярья.

В бою близ развилки дорог Петсамо-Титовка красноармеец Щербаков, отражая контратаки противника, огнём из автомата уничтожил 2 немцев, за что был награждён медалью "За отвагу". "Бои шли с большим ожесточением, - читаем мы в мемуарах генерала армии С.М.Штеменко "Генеральный штаб в годы войны". – 368-я стрелковая дивизия... в течение суток отразила 16 контратак противника... 15 октября соединения ударной группировки войск Карельского фронта (командовал которым будущий Маршал Советского Союза К.А.Мерецков – В.П.) при содействии частей Северного флота форсировали реку Петсамо-йоки овладели городом Петсамо".

"Условия боевых действий в Заполярье были весьма трудными и своеобразными, - пишет С.М.Штеменко. – В этом суровом крае шла напряжённая борьба. Советские войска отразили мощный натиск противника в 1941 г. и с тех пор не дали ему сделать вперёд ни шагу. Оборона Заполярья вошла золотой страницей в летопись войны наряду с другими славными битвами... В ознаменование доблести и мужества советских воинов была учреждена особая медаль "За оборону Советского Заполярья" как знак признательности Отечества героям полуночных широт".

Медаль, учреждённая 5 декабря 1944 г., заняла достойное место на солдатской гимнастёрке Щербакова рядом с медалью "За отвагу".

Демобилизовавшись в апреле 1946 года, Фёдор Щербаков, особо не раздумывая, устраивается на работу участковым милиционером в тюменском Заречье. Участок был непростой - здесь издавна селился "тёмный народ", криминогенная ситуация оставляла желать лучшего, особенно в послевоенные годы. За десять лет службы Щербаков получил од/ руководства пятнадцать благодарностей, дважды его фамилия была занесена на Доску Почёта. Более того, он – случай нечастый – был удостоен, уже в мирное, заметьте, время медали "За боевые заслуги".

...2 июля 1956 года рабочие кожевенного завода, что в Заречном микрорайоне, где и нёс патрульную службу старший сержант милиции Фёдор Щербаков, прочищая сток, начали задыхаться в ядовитых испарениях канализации. Щербаков среагировал мгновенно: спрыгнув в сливную яму, он обвязал верёвкой сначала одного пострадавшего, затем другого, крикнув подоспевшим на выручку, чтобы они тащили их наверх. Сил обвязаться самому, однако, не хватило: участковый потерял сознание, а люди, собравшиеся вокруг, попросту растерялись и не смогли вовремя ему помочь. Рабочих откачали, а спасшего их 55-летнего Фёдора Щербакова так и не смогли вернуть к жизни.

По представлению областного УВД Президиум Верховного Совета СССР указом от 22 сентября 1956 года "за героизм и самопожертвование при исполнении служебного долга" наградил старшего сержанта милиции Щербакова Фёдора Васильевича орденом Красной Звезды (посмертно). А спустя десять лет, в июне 1966 года, Тюменский горисполком постановил переименовать улицу Мостовую областного центра в улицу Щербакова.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Кулаково"

comments powered by HyperComments