Иван Михайлович Малмыгин.

Уроки отца

Моему отцу Ивану Михайловичу Малмыгину в этом году исполнилось бы 95 лет.

Он прожил долгую жизнь (скончался на 81-м году жизни), больше восьми лет служил в армии, прошёл всю войну, участвовал в Курской битве. Воспитал 5 детей.

В преддверии праздника Победы я всегда начинаю волноваться. Думаю, в каком же мы долгу перед теми солдатами войны, которые добыли эту Победу. А ведь в жизни они оставались людьми скромными, добрыми, великодушными. Когда я думаю о них, передо мной всякий раз встаёт образ моего отца. Вспоминая своё детство, я размышляю, сколько хороших уроков нам преподал отец. Нет, он никогда не грозил пальчиком, редко брался за ремень, любил выпить (этому его научила война), но всегда оставался человеком.

Я гордилась тем, какой смелый мой отец. Он много раз привозил зарплату для рабочих, когда мы жили в леспромхозе на Урале. Ездил один, верхом на лошади. Я была ещё маленькой, но кожей чувствовала, что это опасно. А ещё он был умный. Многие ребятишки из нашего барака приходили к нему и просили:

  • Дядя Ваня, помоги решить задачку!

И он помогал.

Именно он научил меня собирать грибы, ловить рыбу. Помню, на моей веточке, куда я нанизывала рыбок, всегда было 2-3 штучки, но когда мы заходили в посёлок, то я несла папин улов, а он был увесистым, и это наполняло меня гордостью. А потом, когда мы подросли, семейной бригадой косили сено. Это было уже в Салаирке, куда мы переехали в 1962 году. Отец никогда не гнал нас, хвалил, сам работал больше всех. "Сенокосная страда" - это понятие было для меня отвлечённым. Сенокос стал временем нашего семейного общения. Мы, старшие, уже учились в Тюмени, дома бывали редко, и это нам было нужно. А ещё за лето крепли физически и, думаю, морально. Каждый год накашивали тонны сена и для совхоза.

Жили очень скромно, отец по нескольку лет носил один пиджак, и ни разу я не слышала, чтобы поднимался вопрос о новой покупке для отца.

О войне он вспоминал мало, хотя она внесла в его жизнь кардинальные перемены. За годы войны он стал гвардии капитаном, орденоносцем, начальником штаба батальона по общевойсковой разведке. Это я переписываю из его военного билета, правда, в 1967 г. военные билеты заменили, но и этому более 45 лет, это семейная реликвия - так же, как и орденская книжка. Орден Красной Звезды он получил в 1944 г. Видимо, по этому поводу и сфотографировался. На обратной стороне фотографии папиным каллиграфическим почерком написано: "Брату Мише от Вани. Отечественная война. 30.06.1944. Румыния".

Победу он встретил в Москве, будучи слушателем высших курсов по общевойсковой разведке. Но на этом для него война не закончилась. Его назначили заместителем начальника по лагерям военнопленных в Литве. Что после войны было в Прибалтике - знают все. Каждый день можно было получить пулю в спину. Потом отца исключили из партии (за что, не знаю), и на его военной карьере был поставлен крест, хотя коммунистом он стал на фронте.

Возвращаясь к фотографии. Она попала ко мне 10 лет назад. Подарил мне её тот самый Миша, Михаил Иванович Конев. Он стал Героем Советского Союза. Его бюст установлен в районном центре Октябрьский Пермского края, где он родился и жил, где прошло их с папой детство.

Там же, в Пермском крае, родился и мой папа. Место его рождения - село Алтынное Щучье-Озёрского района. Мне всегда хотелось побывать на родине отца. С детства меня волновало непонятное слово "алтын". Оказывается, алтын - это старинная монета номиналом в 3 копейки. В 2003 году мне наконец-то удалось осуществить свою мечту. В с.Алтынное попала благодаря тёте Асе, папиной сестре. Ей было 79 лет, сейчас 89. Мы переписывались, встречаемся. В письмах она обычно вспоминает какую-нибудь новую деталь из папиной биографии.

Тогда, в 2003 г., я испытала настоящее потрясение. Мы побывали у их родного дома, который они продали в 1949 г. Дом попал в хорошие, хозяйственные руки. Хотя его и перекатывали, многие фрагменты не тронули. Моя тётя радовалась, как ребёнок.

Именно в этом доме прошли детские и отроческие годы моего отца. Воспитывал его отчим, Николай Андреевич. Своего отца папа не помнил, он ушёл из семьи. Отчим любил пасынка, с детства приучал к труду. Сам же никогда не сидел без дела, поэтому за ним в селе и закрепилось прозвище Мурыга, т.е. он постоянно "мурыжил" на работе. Хозяйство его было справным, имелся весь необходимый сельхозинвентарь. Когда началась коллективизация, Николая Андреевича посчитали кулаком и выслали из села. Хозяйство разорили, мать, забрав детей, отправилась за мужем. В семье уже была и Настенька - тётя Ася, Анастасия Николаевна.

Учиться в ссылке отцу уже не пришлось, хотя ученик он был способный. О его памяти, математических способностях часто говорили матери учителя. Отец мастерски научился плести лапти, которые были востребованы (он выменивал их на хлеб, это спасло семью от голодной смерти). Тётя Ася говорит, что Ваня часто был единственным кормильцем, в годы войны отправил нам свой офицерский аттестат, это помогло мне тогда закончить педучилище.

Вернулись из ссылки уже без отчима, он умер. Отец, хотя и был подростком, устроился на постоянную работу в колхоз: подвозил воду. Все заметили его способности: быстро считает в уме, красиво пишет. Вскоре его назначили учётчиком тракторной бригады. Взрослые поражались, что молодой парнишка умеет без всякой сажени определить площадь поля: вскинет выпрямленную руку на уровень глаз, поднимет вверх большой палец, прищурится - и без ошибки определит расстояние. Много раз его проверяли, и всегда расчёты оказывались верными.

Обо всём этом мне поведала моя тётя. А ещё была встреча со знаменитым дядей Мишей, двоюродным братом, который и подарил мне папину фотографию.

В 1938-м году отца призвали в армию, служил он в Средней Азии, а в 1941 г. через всю страну их везли на Запад. Он говорил, что всем хотелось повоевать, боялись, что война тут же и закончится. Он повоевал...

Мы, дети послевоенного поколения, понятия Победа и Победитель не воспринимали отвлечённо. Это были наши родители, а поэтому за повседневной нуждой душу всегда грела гордость, вера в будущее, патриотизм. В Салаирском сквере Победы на плите высечены слова: "Они воевали за Родину, они похоронены здесь". Среди всех фамилий есть фамилия отца - Малмыгин И.М. 9 Мая мы все, 5 человек, придём к отцу.

Когда я слышу строки песни: "От героев былых времён не осталось порой имён...", мне становится горько до слез...

Поэтому об отце попыталась собрать все сведения, записала их для наших детей и внуков, пусть гордятся своим дедом и прадедом.

С праздником величия и гордости поздравляю всех, а ветеранам низко кланяюсь за их Подвиг.

Все мы должны сохранить память о тех, кто добыл Победу!

Людмила НАБОКОВА.

п.Новотарманский.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Новотарманский"

comments powered by HyperComments