Ситка (до 1867 года Новоархангельск), 1885-1892

Наши люди на... Аляске

  • 29 сентября 2017, 10:00
  • Владимир ПОРОТНИКОВ
  • Общество

150 лет назад, 18 октября 1867 года, в Ново-Архангельске (ныне г.Ситка) - столице русских поселений в Северной Америке - состоялась официальная церемония передачи Аляски Соединённым Штатам.

Под артиллерийский салют и при параде военных двух стран был спущен российский флаг и поднят американский. В США день 18 октября отмечается как День Аляски.

К концу ХVIII в. и Аляска, и Алеутские острова, и вообще вся северная часть бассейна Тихого океана были никому не известны. Первыми к берегам Нового Света пустились русские мореходы с берегов сибирских рек. Летом 1741 года океан пересекли корабли Беринга и Чирикова. Вслед за ними в далёкие плавания устремились русские промышленники, которых манили места, богатые пушниной.

Вид селения купца Г. И. Шелихова на острове Кадьяк. Гравюра XVIII в.

С 1780-х годов начался новый отсчёт русских плаваний и открытий в Тихом океане, заморские земли стали заселяться людьми. В 1784 году к берегам Кадьяка - острова у берегов Аляски - подошли два парусных судна купца Григория Шелихова, который решил заложить здесь постоянные русские поселения, присоединить к России открытые территории. За два года Шелихов наладил с туземцами торговые отношения, основал первые поселения, а затем доставил на родину подробные сведения об открытых им землях и народах. Вслед за ним и другие исследователи стали присоединять к России территории и заселять их. Так на карте Северной Америки появились русскоязычные топонимы в честь отечественных первооткрывателей - посёлки, реки, бухты, острова, заливы, проливы, вулканы, названные в память о Иване Вениаминове, Гаврииле Прибылове, Отто Коцебу, том же Шелихове. Земли эти получили название Русской Америки и носили его более полувека.

Такова вкратце история освоения русскими далёких американских земель, впоследствии проданных почти за бесценок.

Благодаря колонизации наши соотечественники несли туземцам культуру, знакомили их с новыми формами хозяйствования. В русских поселениях открывались школы, группы коренных жителей отправлялись в Россию на учёбу.

Добровольцев для заселения колонии было в избытке, причём - хотя в это нелегко поверить - и из числа наших земляков. До 1861 года в России, как известно, существовало крепостное право, поэтому и за океан отправлялись чаще всего крестьяне - как правило, с окраин, отдалённых местечек, провинциальных городишек, каковым являлась тогда Тюмень. Документы, хранящиеся в ГАТО свидетельствуют, что в 1819-1835 годах в Америке находились крестьяне Тюменского, Ялуторовского и Тюкалинского округов, а также тюменские мещане.

Согласно архивным данным, на 25 октября 1835 года (более поздние источники, к сожалению, не сохранились) на службе у Российско-американской компании, созданной в 1798 году и просуществовавшей до 1867 года, т.е. до момента продажи, имевшей право монопольного пользования промыслами и ископаемыми, состояло 4896 душ обоего пола из волостей Тюменского округа, в том числе 159 человек - из Червишевской, 13 - из Богандинской, 744 - из Тавдинской.

"Из Червишевской волости большое количество народу уходит на отхожие промыслы - в извоз, в маляры, кошачники, - читаем мы у первого губернского агронома Н.Л.Скалозубова. - Эти последние набирают фаянсовой и стеклянной посуды и осенью разъезжаются по деревням "кошки на ложки менять"... Воспитание кошек для продажи в некоторых местностях... составляет как бы особую отрасль хозяйства. Котята тщательно подбираются, сортируются по цвету и на племя оставляются чёрношёрстные, остальные бросаются. Выменянных кошек тут же удавливают и с них снимают шкурки".

Шкурки чёрных кошек использовали для подделки под меха более дорогих пушных зверей и для шитья женских телогреек - мех не нужно было красить.

Принимая по внимание то, что на почти необитаемых территориях в изобилии водились моржи и морские котики, бобры и голубые песцы, сулившие гораздо большую прибыль, легко объяснить стремление жителей Малой и Большой Балды (ныне дд. Мичурино и Костылево), Друганово, того же Червишево, выживавших за счёт "кошачьего" промысла, производства сит и посуды, податься в буквальном смысле на край света, чтобы гарантировать себе благоденствие.

Бедные земли в упомянутых деревнях не могли прокормить крестьян, и они, помимо кошек, промышляли бондарным делом, гнали смолу и дёготь. Но это не могло сделать их богатыми. Тот же Н.Л.Скалозубов писал: "В критическом положении я застал... изготовление деревянной посуды, которым занято всё население Малой Балды... Пашни крестьяне имеют менее десятины на душу, сенокосов - по 30 копён на душу, земля не хлебородная". Та же ситуация сложилась и в соседней Большой Балде, и в Друганово.

Мало было "доброй земли" и в Богандинской волости: часть местного населения вынуждена была покидать обжитые места в поисках пашни, другие же подряжались работать в малоизведанной Северной Америке.

...На протяжении всего существования компания насчитывала несколько тысяч человек (от 4 до 11). Как сложилась дальнейшая их судьба, чем они занимались в тысячах вёрст от родной земли - остаётся лишь догадываться. Возможно, и по сей день на Аляске обитают потомки тех, кто много лет назад покинул Россию в поисках лучшей доли?

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Друганово"

comments powered by HyperComments