Александра и Николай Косаговы с детьми

Учительский роман длиною в 50 лет

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся...» Эта звонкая песня лилась из репродукторов всей страны во второй половине прошлого века. Звучала на танцплощадках городов, сёл и маленьких деревень. Молодые девушки и парни там действительно встречались, влюблялись. Современной молодёжи этого не понять: они больше знакомятся в социальных сетях, сидя за компьютером.

Учителя начальных классов Александра Кузьмина и Николай Косагов впервые встретились 19 августа 1937 года в селе Нижний Манай Ново-Заимского района (ныне Заводоуковского – В.К.). Омской области. Здесь впервые открылась 6-летняя школа. Эту школу называли неполной (некомплектной) средней. В добротном здании на первом этаже находилось 8 пустых комнат, владельцем этих "буржуйских хором" был когда-то местный кулак. Его с семьёй сослали в места не столь отдалённые на трудовое перевоспитание.

На втором этаже особнячка планировалось оборудовать учительскую и квартиру для сторожихи-технички. Занятия с детьми необходимо было начать 1 сентября. Такой циркуляр был получен от РОНО и местного сельсовета.

В 50-ти метрах от школы находилась действующая церковь, куда ходили и стар, и млад. Во время церковной службы половина школьников вместе со стариками находилась в храме. Учить в школе было почти некого. Малиновый звон с колокольни слышен был на многие вёрсты вокруг от Нижнего Маная.

Комсомолец, выпускник Карачевского педагогического училища Смоленской области Николай Косагов и комсомолка, выпускница Тюменского педучилища Александра Кузьмина одновременно пришли к единому мнению: нужно что-то делать с религией. Николай, несмело поглядывая в сторону 19-летней юной учительницы, решил, что нужно писать в Москву, председателю ВЦИК М.И.Калинину. Всероссийский староста, как его называла страна, дела религиозные держал на особом контроле. Просьбу в Москве услышали, местных комсомольцев отметили за инициативу, а священников и старосту прихода больше здесь никто не видал. Борьба с религией закончилась успешно, быстро и бесповоротно для всех сторон.

Теперь перед юными учителями Н.М.Косаговым, А.С.Кузьминой, В.Ф.Бузулкиным и директором школы В.А.Лихачёвым стояла задача наладить учебный процесс. Сразу нужно отметить, что дела в этой школе пошли довольно удачно. Учитель русского языка и литературы Косагов организовал пионерскую организацию. Учитель географии, истории, естествознания Василий Бузулкин взялся за создание комсомольской организации на селе. Николай и его друг по училищу Василий были застрельщиками всех школьных и общественных дел. Чуть позднее они организовали физкультурную секцию и драматический кружок.

О школе в Нижнем Манае через год узнали во всём районе и в отделе народного образования (РОНО). Районная газета распространяла передовой опыт и называла учителей героями дня. Комсомольцы школы со временем храм превратили в сельский клуб, где заработали драматический кружок, кружок рисования, по выходным дням и советским праздникам здесь устраивали танцы для молодёжи села. На гармошке и пианино складно играл Василий Бузулкин. Он стал душой общества и заводилой на вечерах. Его даже стало "выписывать" районное начальство на всевозможные праздники. Поэтому порой уроки за него приходилось вести коллегам.

В это же время между Александрой Кузьминой и Николаем Косаговым вспыхнул служебный роман. Николай влюбился в учительницу-красавицу, сибирячку из деревни Мехряк Тюменского района.

В те годы на зарплату мало что можно было купить. Тем более в сельской местности, куда промышленные товары в магазины почти не завозили. Молодым учителям хотелось красиво одеваться, но возможностей не было. "Подъёмные" в РОНО им выдали всего по 20 рублей, пальто, шуба стоили тогда 80-100 рублей, а впереди сибирская зима. Николай Косагов позднее вспоминал, что сельские жители с теплотой душевной относились к их семейной паре. Учителя не имели своих квартир, обычно снимали комнату в деревне. И эту комнату семейная пара учителей превратила в учебный класс, где дети дополнительно по вечерам занимались русским языком и литературой. Николай Михайлович занимался по этим дисциплинам с отстающими детками, Александра Семёновна обучала опять же отстающих учеников технике рисования и пения. Занимались, конечно же, бесплатно. О том, что за репетиторство можно брать деньги, никому и в голову не приходило.

Жители села, увидев неподдельный интерес к образовательной деятельности Николая и Александры Косаговых, их желание помочь детям освоить учебную нагрузку, стали приносить им продукты. Никакие отговорки учителей не действовали. Сельский народ просто полюбил эту супружескую пару. Приносили битую птицу, яйца, хлеб, молоко, творог и овощи. Сами бедствовали, а несли, может быть, последнее, чтобы дать детям образование.

25 мая 1939 года в молодой семье родился сынишка, назвали первенца Володей. А в конце декабря 1939-го Николая забирают в Красную Армию. Служил он поначалу в г. Свердловске. Шура, как называл свою возлюбленную Косагов, писала почти каждый день письма в воинскую часть и даже один раз съездила туда. Результатом этой поездки стало появление на свет дочки Веры 9 апреля 1941 года. Эту радостную весть отец узнает из письма, когда он будет служить уже в далёком от Сибири солнечном Узбекистане.

Александра Семёновна в августе 1942 года по семейным обстоятельствам переехала работать учителем в Борковскую семилетнюю школу. Её маленькие дети находились на воспитании у бабушки в соседней деревне Мехряк. А когда через год освободилось место учительницы в школе д. Мехряк, то Александра была переведена туда заведующей и учительницей начальных классов.

Уже в зрелые годы она сожалела о том, что пришлось переехать тогда в Мехряк. Ведь в Борковской школе учились дети из Борковского детского дома N 63 имени Красной Армии, эвакуированные из осаждённого Ленинграда. Александра Кузьмина, работая учительницей в школе в одну, а порой и во вторую смену, соглашалась выйти в ночную смену в детский дом. Ей хотелось как можно больше быть с маленькими ленинградцами, чтобы они чувствовали заботу взрослых, меньше горевали без своих матерей. Как она выдерживала эти колоссальные нагрузки, одному Богу известно. Молодой организм выдерживал, но сердце болело о своих крохах, которые были на попечении престарелой матери. Вырваться к ним домой удавалось крайне редко.

В деревне Мехряк осенью 1943 года работа в школе и жизнь в доме родителей постепенно вошли в своё русло. Братья Ефим, Василий, Исай были на фронте. В конце 1943 г., окончив эвакуированное в г. Чирчик Узбекской ССР Харьковское танковое училище им. И.В.Сталина, ушёл на фронт и Николай Косагов.

Об этой славной и многодетной семье Кузьминых из деревни Мехряк газета "Красное знамя" уже рассказывала в материале "Староверы Сибири на фронте и в тылу" в номере за 21 июня 2016 года.

Александра и Николай Косаговы будут вести переписку, рассказывая друг другу про свою жизнь. Письма из армии и с действующего фронта от Николая Косагова почтальоны приносили из Свердловска, Узбекистана, Европейской части Советского Союза, Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии до середины 1946 года, таков был боевой путь участника ВОВ Н.М.Косагова. Николай не будет писем слать жене только с июля 1941 по апрель 1942 года, когда он проходил службу в Узбекистане, а после принимал участие в боевой операции войск Красной Армии на территории Ирана, чтобы создать условия в 1943 году для переговоров стран коалиции США, СССР и Великобритании. Мы все помним советский фильм "Тегеран-43". О том, как это было, прекрасно знал Николай Косагов.

Летом 1945 года фронтовик приехал в отпуске в Мехряк. Александра, свободная от школьных занятий, работала в Борковской школе и детском доме. Видимо, там не хватало учителей и воспитателей на летний период: некоторые из них уже уехали обратно в Ленинград и другие бывшие прифронтовые города.

Николай Михайлович Косагов демобилизовался в середине лета 1946 г. Вернулся домой к жене и детям в Мехряк. Отдыхать было некогда. В местной школе требовался учитель начальных классов, уже на второй день после прибытия Николай проводил уроки.

В 1948 г. семейная пара была переведена в Мысовскую семилетнюю школу, где Николай Косагов стал учителем и директором. В 1952 году коммуниста Николая Косагова вместе с женой райком партии направил в Гусевскую семилетнюю школу. После последует новое назначение - директором в Утёшевскую семилетнюю школу. Это случится в августе 1953 года. К этому времени Николай и Александра Косаговы – уже получили высшее образование, заочно окончив Тюменский педагогический институт.

В Утёшево Александра Семёновна была принята учителем русского языка и литературы с правом учить детей старших классов. Супруги Косаговы в Утёшевской школе работали до 1969 года, после чего вынуждены были уволиться по семейным обстоятельствам: нужно помогать дочери Вере в воспитании внучек. Поэтому Косаговы переехали в Тюмень и устроились в среднюю школу N 34, которая находилась рядом с квартирой дочери. Александра Семёновна вела уроки русского языка и литературы, а Николай Михайлович преподавал труды.

В этой школе они проработали до пенсии и в 1976 году ушли на заслуженный отдых. Всегда вместе, и в труде, и в быту. Они были примером детям в семье, в учительских коллективах и в делах общественных. Всегда находили контакт с людьми. Душевные, добрые, с горячими сердцами, они находились в центре внимания. Их уважали, ценили.

Мне удалось разыскать по телефону учительницу школы N 34. Ей 22 июля исполнится 90 лет. Она живёт в Учхозе, или в Рощино, как его называют сами жители. Елена Алексеевна Погорова вспомнила эту порядочную и добрую семейную учительскую пару: Александру и Николая Косаговых. Александра Семёновна душевно пела в ветеранском хоре школы, а Николай Михайлович был учителем труда, хорошим человеком. Кстати, и сама Елена Алексеевна до сего времени поёт в хоре, знает много частушек и пишет стихи.

Александра Семёновна Косагова умерла 25 сентября 1988 года в возрасте 70 лет, а 15 апреля 1994 г. ушёл из жизни Николай Михайлович. Исполнилось ему на то время 77 лет. Косаговы похоронены на сельском кладбище в Борках, рядышком друг с другом. Они всегда любили друг друга, берегли это взаимное чувство, не выставляли напоказ. Их учительский роман длился целых 50 лет.

Педагоги Косаговы всю свою сознательную жизнь посвятили школе и делу воспитания подрастающего поколения.

Николай Косагов, участник Великой Отечественной, был награждён орденом Отечественной войны 2 степени, медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и юбилейными медалями. Имел звание "Ветеран труда".

Александра Косагова (Кузьмина) награждена медалью "За трудовую доблесть", "За мирный труд в годы ВОВ 1941-1945 гг.". Александра Семёновна являлась ветераном войны, ветераном труда.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Семья"

comments powered by HyperComments