Георгиевский кавалер Ксенофонт Желтовский

В год столетия Октябрьской революции в России мне хочется рассказать о легендарном человеке, истинном патриоте земли Тюменской Ксенофонте Георгиевиче Желтовском.

Вся его сознательная жизнь связана с Тюменской областью и Тюменским районом в частности.

Герой эпохи царской России Ксенофонт Желтовский проявил небывалую храбрость в мировой войне 1914-1918 гг. и был удостоен высшей солдатской награды – Георгиевского креста всех 4-х степеней. Он имел Полный бант солдатского ордена, как говорили в те времена. На каждый георгиевский крест выписывалось удостоверение, которое подписывалось командиром полка и полковым адъютантом.

Полный кавалер Георгиевского креста получал пожизненное денежное содержание, или пенсию. Например, для обладателя этой награды всех 4-х степеней в 1913 году назначалась пенсия 120 рублей в год. Это очень хорошие деньги, если учесть, что квалифицированный рабочий получал тогда 200 рублей в год. Полному кавалеру солдатского Георгиевского креста отдавали воинскую честь в царской армии все офицеры, включая генералов, а ведь многие из них имели при этом титулы князя, графа, барона. Георгиевский крест в царской России считалась самой почитаемой наградой для выходцев из народа.

Ксенофонт Желтовский родился 26 января 1891 года в деревне Желтовская Тобольского уезда Тобольской губернии в крестьянской семье. У родителей было 7 детей. В 1896 году семья Желтовских переехала в поисках работы в Тобольск. Отец устроился на рыбный промысел к богатому хозяину, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Жили бедно. Часто куска хлеба на столе не было, выручала похлебка, заправленная капустным листом и картошкой. Несмотря на бедность, родители отдали Ксенофонта в церковно-приходскую школу, где он с 1900 по 1904 показывал неплохие отметки по многим дисциплинам. Но продолжать учёбу дальше не было финансовой возможности. Юный Желтовский устроился разносчиком газеты "Сибирский листок", а в 1905 году поступил на консервную фабрику купца Плотникова.

Август 1914 год изменил не только ход мировой истории, но и судьбы миллионов людей. Грянула Первая мировая война. Ксенофонт Желтовский был зачислен ратником ополчения первой очереди. В августе 1914-го его призвали на военную службу и направили в 601-й Тобольскую дружину, а в январе 1915-го – на фронт, в действующую армию. После ранения и госпиталя он проходил службу в 19-й запасном Омском полку, где закончил полковую учебную команду и получил звание унтер-офицера. Нужно пояснить, что это звание младшего командного состава из солдат. Оно соответствует нынешнему званию сержанта.

В 1916 году унтер-офицер Желтовский вновь направлен на Юго-Западный фронт в район города Проскуров (г. Хмельницкий на Украине – В.К.), затем участвовал в боях на участке Северного фронта под Ригой. В 1917 году в одном из боев он получил второе серьёзное ранение – в ногу. После госпиталя врачи признали старшего унтер-офицера Желтовского непригодным к воинской службе, и он демобилизовался из рядов царской армии.

Жаль, что о его боевых подвигах узнать ничего не удалось. Картотека на награждённых Георгиевскими крестами за 1914-1918 годы в нашей стране недоступна для исследователей и по сей день.

В сентябре 1917 года полный кавалер Георгевского креста Ксенофонт Желтовский возвратился в родной Тобольск. Бравый солдат в поношенной шинели с вещмешком за плечами постучался в дом, где его родители снимали угол (собственным жильём они так и не обзавелись). Все шестеро братьев Ксенофонта трудились на рыбных промыслах купцов Плотниковых в Тобольске и Обдорске (Салехард – В.К.).

За три года службы Ксенофонта много воды утекло в Иртыше, много знаковых событий произошло в стране. Февральская революция 1917 года, отречение царя Николая II от власти, Октябрьская революция… Уходил Желтовский на защиту от врага одного государства – царской России, а вернулся в совсем другое – Советскую республику.

После Великого Октября декретом Совнаркома от 10 (23) ноября 1917 года, подписанным В. Лениным, "Об уравнении всех военнослужащих в правах" ордена и другие знаки отличия, в том числе и Георгиевский крест, были отменены. Носить Георгиевские кресты стало опасно для жизни. Мало того, в молодой Советской республике имя Георгий попало в опалу. Гражданам страны рекомендовалось сменить его на созвучные Егор или Григорий. Шла борьба с религией, после января 1918 года церковь была отделена от государства, и из памяти народной идеологами социализма искоренялось имя одного из самых чтимых в России святых – Георгия Победоносца. А в 30-е годы, во времена массовых репрессий за ношение Георгиевского креста смело можно было получить деревянный крест, но уже на собственной могиле.

В 1944-1945 гг. было сделано исключение: Георгиевским кавалерам неофициально разрешили носить солдатские награды и с первой мировой войны. Но после окончания Великой Отечественной Георгиевские кресты и прочие медали 1914-1918 гг. фронтовикам вновь пришлось убрать подальше от чужих глаз.

В конце сентября 1917 г. К.Желтовский вернулся на консервную фабрику купца Плотникова. В марте 1918 года он записался в красногвардейский отряд из Екатеринбурга под руководством бывшего балтийского моряка Павла Хохрякова.

Красногвардеец Ксенофонт Желтовский весь март и половину апреля 1918 года участвовал в охране арестованного императора России Николая II, который с семьей жил в губернаторском доме. Бывший подданный его императорского величества старший унтер-офицер Желтовский стоял на "часах" у ворот губернаторского дома в Тобольске. Солдат революции Желтовский служил теперь молодой Советской республике. Трудно сказать, как относился Желтовский к арестованному царю. В последние годы своей жизни Ксенофонт Георгиевич об этом эпизоде своей биографии вспоминал с особым трепетом, переосмыслив прожитые годы и открыв для себя новое понимание истории.

В сентябре 1919 года Тобольск был освобожден от белогвардейских войск. В этом же году Желтовский вступил в члены ВКП (б), как он сам пишет в своей автобиографии. В этот и последующие годы товарищ Желтовский занимал высокие должности в губернском коммунальном хозяйстве. Его организаторские способности и деловитость были замечены представителями власти на местах. Он был рекомендован в органы милиции, которой практически не существовало в Тюменской губернии. 1 июля 1920 года Ксенофонт Желтовский был утверждён в должности начальника Тюменской губернской милиции.

Много сил и времени потребовалось первому начальнику Тюменской милиции, чтобы навести порядок в своих рядах. Ксенофонт Георгиевич не считался со временем, он подбирал и готовил кадры рядового и младшего начальствующего состава. Желтовский организовывал первые школы грамоты для милиционеров, проводил учебные занятия и стрельбы. Он пытался решить вопросы обустройства новых отделов милиции в уездах губернии, снабжения сотрудников формой, оружием и продуктовым довольствием.

Он не был кабинетным начальником в те тяжелые для страны годы. Желтовский всегда был в разъездах по губернии. Много времени и сил он отдавал наведению порядка в Тюменском уезде и г. Тюмени, был предельно требователен к себе и того же требовал от подчиненных. Будучи начальником Тюменской милиции, Ксенофонт Желтовский являлся одновременно командиром Тюменского ЧОН(а). Это части особого назначения для выполнения боевых задач внутри государства. Как фронтовику и герою первой мировой войны, имеющему боевой опыт, страна доверила Желтовскому эту ответственную работу.

С ноября 1922 и все последующие годы до выхода на пенсию Ксенофонт Желтовский занимал управленческие посты в советских и хозяйственных органах Тобольска, Свердловска, Омска и Тюмени. Пусть его дальнейшая работа не связана была с правоохранительной деятельностью, но Ксенофонт Георгиевич всегда с гордостью вспоминал службу в милиции и своих боевых товарищей.

В июле 1952 года Тюменский обком КПСС направил Желтовского возглавить Богандинский леспромхоз в Тюменском районе. Год понадобился этому грамотному и волевому управленцу, чтобы поднять на ноги отстающее предприятие. Он просил партийные органы оставить его ещё поработать в п. Богандинском, но тот же обком КПСС направил Желтовского в качестве руководителя областной базы "Заготживсырье" в городе Тюмени. Партия ставила коммуниста на трудные участки, где требовалось навести порядок, и он как её верный солдат отвечал: "Есть!". По сути Ксенофонт Желтовский оставался вечным солдатом России. А солдат в России больше чем солдат… Этот суровый постулат Ксенофонт Желтовский доказывал личным примером и конкретными делами.

В 1957 году Ксенофонт Желтовский в связи с ухудшением здоровья прекращает трудовую деятельность и уходит на пенсию. В Тюмени он проживал с женой, а в последние свои годы – в доме-интернате ветеранов труда. Находясь на пенсии, он вёл большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи, часто бывал в главке милиции Тюменской области, делился опытом работы в органах правопорядка с молодыми сотрудниками. Для милиции советского периода и полиции нынешних лет он непререкаемый авторитет и гордость УМВД России по Тюменской области.

40 лет Ксенофонт Желтовский работал на различных ответственных постах в советских органах, избирался депутатом районных, городских, областных съездов. Был делегатом VIII съезда Советов, который принял Конституцию СССР. Он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", медалью "Ветеран труда", юбилейной медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина" и знаком "50 лет пребывания в КПСС".

Умер Ксенофонт Желтовский в Тюмени 28 мая 1985 года…

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments