Речкинская одиссея народного артиста

  • 15 апреля 2017, 13:00
  • Владимир ПОРОТНИКОВ
  • Культура

22 февраля 2017 года ушёл из жизни народный артист РСФСР Алексей Петренко.

Смерть замечательного актёра отозвалась в сердцах его друзей, коллег, поклонников не только в Москве и Санкт-Петербурге, где он долгие годы преданно служил театру, но и в далёкой Сибири. В начале 1970-х, когда режиссёр Элем Климов снимал в наших краях несколько эпизодов нашумевшей кинокартины "Агония" о знаменитом старце Григории Распутине, Алексей Васильевич тесно общался с местными жителями.

Квартировал он в Каменке, у Зинаиды Ивановны и Николая Афанасьевича Сапухиных. Их давно уже нет в живых, а внучка, которая была тогда подростком, призналась, что о Петренко помнит лишь, что "он очень был большой, крупный дяденька, немножко неуклюжий …" Общались мало: всё свободное время актёр пропадал на съёмках.

А вот жители Речкино, где непосредственно проходили съёмки, могли сто очков вперёд дать любому киноману по части знания тогдашнего быта москвичей, их гастрономических пристрастий. "Бывало, сходят в лес, наберут маслят, груздей, моховиков – за ними ведь далеко ходить не надо – и довольнёшеньки, спасу нет. А мы глядим на моховики – и смех разбирает: сроду у нас их за грибыто не считали. Петренко – тот особенно охоч был до грибов. Нажарит, бывало, чуть не до углей, они на сковороде аж чернёхоньки, и ест, нахваливает: "Вкуснятина!" А уж какая и вкуснятина-то – мы бы, деревенские, и есть такое не стали. И ведь чуть ли не каждый день вот так. Все грибы просидели у Распутина…"

Рассказывая о Петренко, речкинцы через раз называли его то Распутиным, то Гришкой. "Уж больно был похож, окаянный! Хоть и Гришку-то никто из нас в глаза не видел, а ровно такой и был – страшной да похабный. Сам-то Петренко – хороший мужик, обходительный. Вообще – незлые они все были, не строили из себя москвичей… Память добрую о себе оставили…"

"Они" - это Петренко, Алиса Фрейндлих, игравшая Анну Вырубову, а также Валентина Талызина и Микаэла Дроздовская: все трое жили в Кулиге. На улице Транспортной, почти в центре села, в доме Фаины Яковлевны бабы Фаи и Николая Васильевича Речкиных снимала комнату Дроздовская, игравшая в фильме одну из жён Гришки. Гости приходили в дом почти каждый вечер – сам Климов, Фрейндлих, курившая одну сигарету за другой… Петренко не было. "Если б он приходил, я б его обязательно запомнила, - уверяла меня Фаина Яковлевна, баба Фая. – Мужчина-то эвон какой видный, трудно его не разглядеть…"

Знакомясь с биографией Алексея Васильевича, я узнал, что он, "ещё учась в школе, пас коров; затем работал слесарем, матросом, молотобойцем…" Не преминул спросить у речкинцев, не пригодились ли ему давние навыки здесь, в деревне. Ну, кузни, допустим, нет ни одной уже, хотя когда-то аж целых пять стояло, а со скотиной-то как?

- Э-э! Всё было… Не только грибочки собирал, а и скотину пас, - рассказывала Анна Андреевна Косульникова. – Съёмки утром до одиннадцати где-то были, так он, едва освободится, так сразу к стаду спешит. Сам напрашивался. А уж вечером как ему молочка не налить? Горожане-то, небось, нашего, деревенского, и не пробовали. И на покосе бывал: уж какой из него косака, не скажу, а – бывал. Не подумайте только, что время у них лишнее было. Работали! В клубе у них и раздевалка, и гримёрка была, как ни зайдёшь – всё репетируют, репетируют… Роли заучивают – эвон сколько знать-то надо наизусть, уму непостижимо. Пить не пили, нет. Бутылочку, бывало, возьмут – ко груздочкам, для аппетиту… А чтоб пьяными их кто видел – такого не было. Верующие все были – Петренко, так тот всё время молился…

Работа над фильмом, которому Элем Климов посвятил почти двадцать лет жизни, подходила к концу. В газетах нет-нет да и проскальзывала информация о том, что на "Мосфильме" создали вещь неординарную, спорную, и кинокритики в ожидании премьеры оттачивали свои перья.

"Агонию", наконец, закончили, - писала Микаэла Дроздовская в одном из писем бабе Фае. – Теперь месяц монтажа, месяц – технические дела… Пока – одна из лучших картин за последнее десятилетие. Так говорят на "Мосфильме".

Решался вопрос о пересъёмках отдельных эпизодов "Агонии": бдительные цензоры не на шутку всполошились, увидев отснятый материал, и даже поспешили назвать фильм… "антисоветским".

"Элем бился, как лев, с дирекцией "Мосфильма", - читаем далее. – Но вчера нам окончательно отказали".

Не будем подробно описывать мытарства, которые испытали члены творческой группы – от режиссёра до светоустановщика. Даже после того, как над фильмом изрядно поработали с ножницами и клеем, запрет на его показ снят не был.

Больше всего испытаний выпало, конечно же, на долю режиссёра-постановщика: его любимое детище, столь долго, в муках рождавшееся, безжалостно кастрировали. "Элем в очень плохом состоянии, - писала Дроздовская. – "Агония" лежит на полке, запустился с другой картиной – прикрыли (речь идёт о "Иди и смотри". В.П.), а он – удивительно талантливый режиссёр и главное, что все это знают…"

В тревожном ожидании пребывали и актёры. Правда, Фрейндлих и Петренко успели за это время сняться у Эльдара Рязанова в экранизации "Бесприданницы" Островского: Алиса Бруновна (в 1981-м, кстати, ставшая народной артисткой СССР) сыграла в "Жестоком романсе" Огудалову – старшую, а Алексей Васильевич – купца Кнурова: со свойственным ему размахом и широтой. Но судьба "Агонии" оставалась неясной, хотя разрешительное удостоверение на показ картины было получено ещё 12 апреля 1975 года.

…Лишь весной 1985-го лента была пущена в широкий прокат по всей стране, хотя до этого уже четыре года демонстрировалась в кинотеатрах Франции и США.

В Тюмени премьерный показ картины состоялся в кинотеатре "Юбилейный". Для речкинцев это явилось событием из разряда эпохальных…

Несмотря ни на что, после выхода фильм получил, в основном, доброжелательную прессу. Критики особенно подчёркивали несомненную творческую удачу Алексея Петренко, называя его роль "высшим достижением актёра в кино". "Гришка Распутин – герой светских мифов и похабных баек, тайный агент и лукавый царедворец, жаждущий властвовать и как пешка управлять людьми, сыгран Алексеем Петренко с необычайной, завораживающей подлинностью и силой", - писал, в частности, журнал "Советский экран".

Речкинцы вряд ли внимательно следили за тем, что писали профессионалы о самой картине и об игре занятых в ней актёров. "Агония" стала их бесспорно любимым фильмом, который они смотрели по нескольку раз, узнавая и бабу Раю в белом платочке, и соседскую кобылу, и хряка Борьку, с которым так долго и песпощадно репетировал актёр Петренко…

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Культура"

comments powered by HyperComments